Category: философия

Category was added automatically. Read all entries about "философия".

Умер писатель и философ, исследователь М. Хайдеггера Гиви Маргвелашвили

13 марта на 93-м году жизни скончался немецкий писатель, философ и языковед, друг и коллега Мераба Мамардашвили Гиви Титович Маргвелашвили. Он родился 14 декабря 1927 года в семье грузинских эмигрантов из СССР. Отец — грузинский философ и государственный деятель Тито Маргвелашвили. После 1945 года жил и работал в Тбилиси. Изучал английский язык в Тбилисском государственном университете. В 1950 годах писал на родном немецком языке о феноменологии и философии Мартина Хайдеггера. В 1957—1970 годах был преподавателем немецкого и английского языков в Тбилисском государственном институте иностранных языков.



В 1969 году впервые за 22 года побывал в ГДР, поехав в качестве переводчика с Грузинским государственным академическим театром имени Шота Руставели. В 1971 году стал научным сотрудником Института философии АН Грузинской ССР. В том же году в Берлине познакомился с диссидентом и бардом Вольфом Бирманом, за что Маргвелашвили до 1987 года был запрещён выезд из СССР. В 1990 года вернулся на постоянное место жительства в Берлин, где в 1994 году получил гражданство. 14 декабря 2012 года, в день рождения Маргвелашвили, DVV International и Тбилисский институт Гёте учредили совместную премию имени Гиви Маргвелашвили, которой он был первым удостоен 1 февраля. Член ПЕН-клуба.

Лауреат литературной премии Федеральной земли Бранденбург (1995), почётный профессор поэзии Бамбергского университета, почётный профессор Тбилисского государственного университета, лауреат Берлинской премии искусств Берлинской академии искусств, награжден Медалью Гёте Института имени Гёте (2006) и Орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ноябрь 2008). На русском языке опубликованы его книги "Роль языка в философии Хайдеггера" (Тбилиси, 1970), "Аксиологическое значение различия между экзистенциальным и категориальным в хайдеггеровском онтологическом учении" (Тбилиси, 1979), "Проблема культурного мира в экзистенциальной онтологии М. Хайдеггера" (Тбилиси, 1998).


promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 73
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…

Мужчина предпочел умершего философа жене и поставил под угрозу свой брак

Пользовательница Reddit пожаловалась на мужа, страсть которого к философии, по ее мнению, разрушает их брак. Пост женщины опубликовал в Twitter юзер Relationships.txt.

Женщина рассказала, что ее муж ученый-философ и увлечен работами немецкого философа Георга Гегеля, умершего в 1831 году. Супруга-физик также ознакомилась с работами Гегеля после того, как муж обвинил ее в том, что она не достаточно интересуется его деятельностью.

Когда пользовательница прочитала основные положения философии Гегеля, у них с мужем возникли сильные разногласия. Жена утверждала, что многие из этих положений не соответствуют законам современной физики, однако муж не соглашался с ней и объяснял свою позицию непонятными для женщины философскими терминами.

Кроме того, он поставил фото Гегеля в рамку около кровати и сменил фоновую картинку на мобильном телефоне, заменив фото жены снимком Гегеля. «У меня такое чувство, что я соревнуюсь за внимание мужа с 200-летним философом», — возмутилась женщина.

После очередного спора муж пользовательницы ушел из дома и не вернулся. К моменту написания поста с момента его ухода прошел день.

Некоторые юзеры в комментариях решили, что история выдумана, однако многие поспорили, рассказав, что их знакомые философы могли бы повести себя именно так. «Я встречалась с человеком, который обожал Гегеля. Один раз, когда мы напились, он сказал, что Гегель — его лучший друг и единственный, кто его понимает», — написала Dr. Shama.

В сентябре пользователь Reddit с ником Throwaway06382922619 рассказал, как испортил отношения с девушкой, посмеявшись над ее презентацией, в которой она использовала свои обнаженные снимки. Больше всего его позабавили переходы между слайдами.


Одна девочка прочитала фразу Конфуция...

😥1. Одна девочка прочитала фразу Конфуция "Выбери себе дело по душе и тебе не придется работать и дня". Вдохновилась, бросила опостылевшую работу менеджером по продажам и ушла рисовать картины. Два месяца была счастлива -светилась и горела, радовалась каждому дню и творила как подорванная. А потом поняла, что рисует она так себе, хоть и очень любит это дело. Просто обожает. И картины никто не покупает. И чтобы организовать выставку, надо вложить денег. А денег нет. Пошла на курсы при худ.академии, и живет с макарон на воду перебиваясь. Не хочет ли обратно в продажи? Хочет. А Конфуций, чо, пусть говорит себе.

😥2. Один стартапер вдохновился картинкой , где два мужика чой-то рыли под землей, и один в метре от золотой жилы устал , развернулся и пошел домой, а второй продолжал с упоением копать. Решил этот стартапер не сдаваться. РАзвивать новый бизнес до последнего, не сдаваться, не отступать и не останавливаться в метре от вожделенных миллионов. Это все произошло два года назад. И он все еще копает, а миллионов все нет. И стартап дышит на ладан. Это, видимо, не стартап, а дохлая лошадь вовсе. Но он продолжает упорно ее оживлять. Картинка же.

Collapse )

Что Иммануил Кант думал о русских



Иммануил Кант родился в Кёнигсберге 22 апреля 1724 года.  «Афиша Нового Калининграда»  побывала на конференции в Историко-художественном музее, организованной «Обществом друзей Канта и Кëнигсберга», и записала выступление доктора философских наук, профессора РГГУ Алексея Круглова. Учёный рассказал, какие дисциплины Кант преподавал русским офицерам, почему считал, что в России живут люди с обезьяньими хвостами, и почему был уверен, что русские крестьяне гораздо умнее своих «коллег» из других стран.

Откуда Кант узнавал о русских?

— Известно, что Кант четыре с половиной года был подданным Российской империи, российской императрицы Елизаветы Петровны. В Кёнигсберге четыре с половиной года находились российские войска. Соответственно, было очень много контактов населения Кёнигсберга с россиянами, прежде всего с российскими офицерами. Существовали офицерские собрания, люди вместе играли в бильярд, карты. Кант преподавал российским офицерам такие специфические дисциплины, как военная архитектура, практическая математика, пиротехника, хотя сегодня в это трудно поверить. У Канта действительно были российские студенты. Немного, но они были, а значит, Кант мог иметь довольно большой опыт в общении с русскими. К сожалению, мы находим мало следов этого опыта в его суждениях о России и россиянах. Возникает вопрос: каковы же были иные источники его знаний? Откуда он их брал?

Collapse )

Еще раз о др.-греч. ΣΟΦΙΑ: происхождение слова и его внутренний смысл

В.Н. Топоров

Трудно найти другое слово, которое так полно и ярко освещало бы структуру античного Космоса и позволяло бы так органично проникнуть в глубины архаичного мифопоэтического сознания древних греков, как др.-греч. σοφία (σοφίη). Если принять во внимание, что это слово и стоящее за ним понятие-мифологема далеко вышли за хронологические и концептуальные пределы античности и были введены в контекст духовной культуры христианства, где они обогатились новыми смыслами и обрели новые референционные связи (что, между прочим, привело к оживлению и усилению некоторых смыслов, жестко связанных с первоначальной семантической мотивировкой слова), то едва ли кто-нибудь решится возражать против отнесения этого слова и соответствующего понятия к числу ключевых и основоположных в европейской и ближневосточной духовной культуре на протяжении последних трех тысячелетий.

Как ни странно, само это слово, несмотря на то, что к его анализу обращались бесчисленно часто, остаётся совершенно неясным с точки зрения его семантической мотивировки и, следовательно, этимологически закрытым (а для слова, относящегося к сфере обозначения духовных ценностей, где к тому же оно занимает особое место, эта лакуна настолько ощутима, что мы лишаемся чего-то неизмеримо большего, чем обладание верной этимологией слова). В самом деле, оба новейших этимологических словаря дают безоговорочно негативный ответ, распространяя его и на все до сих пор имевшиеся предложения по связи σοφία с другими потенциальными соседями этого слова внутри древнегреческого языка или на широком поле индоевропейских языков <1>. Два препятствия – σ - перед гласным в анлауте и полная неясность семантической мотивировки слова внутри древнегреческого усугубляют трудности анализа этого слова уже с самого начала. Они же объясняют и ту ситуацию, при которой ни одно из существующих объяснений слова не внушает доверия или хотя бы надежд на их реабилитацию в будущем. Это положение составляет резкий контраст с прозрачностью и, так сказать, естественностью, простотой (актуальной или научно-лингвистической) языкового выражения понятия «мудрость» в других традициях, о чем можно составить представление по таким образцам, как лат. sapientia ‛мудрость’ (‛благоразумие’, ‛рассудительность’) при sapio ‛иметь вкус’, ‛быть рассудительным’ (ср. sapor ‛вкус’) из и.-евр. *sap- ‛пробовать на вкус’, ‛вкушать’; или слав. *mo̡drostь (ср. авест. ma̡zdra ‛мудрый’, лит. man͂dras,-ùs ‛бодрый’, лтш. muôdrs и т. п., а также др.-инд. mánas ‛мысль’ и др.), восходящее к и.-евр. *men-, обозначающему особый вид ментального возбуждения (ср. слав. *měniti ‛думать’, ‛помнить’, др.-греч. μέμονα, μένος ‛сила’, ‛гнев’, ‛ярость’, ‛бешенство’, но и ‛намерения’, ‛мысль’ /ср. μανία/, лат. meminī, готск. man и т. п.); или нем. Weisheit ‛мудрость’ при wissen ‛знать’; или др.-инд. prajñā ‛мудрость’ (: тибетск. s̍es-rab, ср. s̍es-pa) при jñā- ‛знать’, jānā́ti (ср. русск. ‛знать’), в конечном счете связанном с jan- ‛рождать’, jánati и т. п.

Collapse )

Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо. 25 жизненных цитат Фридриха Ницше

Фридрих Ницше — немецкий философ, композитор, мыслитель, учение которого выходит за пределы философского сообщества. Его теория полностью отрицает агрессию, указывая на то, что человек должен в первую очередь победить самого себя, свои инстинкты. Представляем вам 25 цитат философа.

  • Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо.

  • Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

  • Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений.

  • У одного одиночество – это бегство больного, а у другого – бегство от больных.

  • Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

  • Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как.

  • Любите, пожалуй, своего ближнего как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

  • То, что меня не убивает, делает меня сильнее.

  • Победители не верят в случайность.

  • Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.

  • Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

  • Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.

  • Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.

  • Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!


Collapse )

Византийская философия в современных зарубежных исследованиях

Если многие аспекты византийской цивилизации, особенно, что касается культуры, искусства, литературы и истории, уже достаточно хорошо изучены, то история византийской философии и науки (математика, астрономия, медицина) стала интенсивно разрабатываться только в последние десятилетия ХХ века. Впрочем, следует отметить, что изучение византийской философии на Западе стало возможным благодаря многочисленным византологическим исследованиям, особенно в том, что касалось изыскания, публикаций, переводов и комментирования памятников византийской письменности. Здесь, прежде всего, нужно упомянуть выдающийся многотомный труд Жака-Поля Миня «Греческая патрология» (161 том). Во многом на основании опубликованных в этом собрании текстов пишутся современные исследования по византийской философии.

В 1970 году неапольские византинисты опубликовали критические издания работ Михаила Пселла и Никифора Григоры. В рамках серии Corpus Philosophorum Graecorum Recentiorum увидел свет перевод «Суммы теологии» Фомы Аквинского, сделанный византийским философом Димитрием Кидонисом (4 тома, 1976-1982). В 1984 году Афинская Академия совместно с Международным академическим союзом стала выпускать серию критических изданий текстов византийских философов Philosophi Byzantini (в рамках проекта Corpus Philosophorum Medii Aevi). Уже вышло 10 томов этой серии. Опубликованы произведения Николая Мефонского, Никифора Влеммида, Георгия Пахимера, Варлаама Калабрийского, Георгия Гемиста Плифона и прочих. Тексты снабжены критическим аппаратом, указателем и переводом на европейские языки (в зависимости от места издания – английский, французский, немецкий и новогреческий). После 2002 года вышло еще 4 тома. Более того в 1994 году увидела свет параллельная серия под названием Commentaria in Aristotelem Byzantina, собравшая под своей обложкой византийские комментарии к трудам Аристотеля – схолии Арефы, Георгия Пахимера и Михаила Пселла.

Collapse )

Нью-Йоркские слухи

Как сейчас уже достаточно хорошо известно Первая Мировая Война началась из-за того, что группа американских географов и философов, с огромным уважением относившихся с теософии вообще и к госпоже Блаватской в частности, решила избавить планету от пяти Империй: Австро-Венгерской, Германской, Османской, Российской и Британской. В результате этих географических и философских открытий 20-ого века выжила только Британская Империя.

Неудивительно, что через сто лет после начала этих открытий, Британская монархия, встав пред угрозой небытия, согласно Нью Йоркским слухам дала санкцию на арест одного из членов королевской фамилии, который заигрался в достаточно неприличные игры с финансистами-глобалистами, которые связаны не только с Эпштейном, но и с этими географами и философами самым непосредственным образом, и после провала диверсии на Лошарике, ареста Эпштейна и допроса Мюллера в палате представителей просто сошли с ума





Гиперборея на Русской равнине. Древнейший культурный код. Психоистория



Загадочная высокоразвитая страна находилась где-то на севере от Древней Греции. Когда античная цивилизация только зарождалась, в этой северной стране уже была наука, техника, философия и культура. Она была недосягаемым образцом для греков и вошла в их легенды под именем Гиперборея. Оттуда в Грецию приходили боги и мудрецы. Но где именно она располагалась и кто её населял? Это до сих пор остаётся загадкой. Политолог и философ Олег Матвейчев приводит сведения, которые поражают воображение и заставляют нас иначе взглянуть на всю мировую историю. Гиперборея больше не миф и не предмет для спора. Карта Птолемея привела нас к первоистоку всей современной цивилизации.

В.В. Бибихин о России

Новиков -Ланской:
15 лет назад умер Бибихин, я тут вспоминаю его. Спасибо редакторам, что также разместили его невероятной силы высказывание о России. Приведу его здесь тоже.

«Конец терпения и конец молчания, чего многие хотят и наивно провоцируют, означал бы конец русского мира. Дружина требовала от Бориса и Глеба мобилизации, решительного сражения, победы, взятия города, изгнания вероломного брата. Борис и Глеб сказали, что бороться за власть не будут даже под угрозой смерти. Поступок законных наследников князя Владимира в год передачи власти определил всю нашу дальнейшую историю. Империя зла? Скорее странное пространство, где зло может размахнуться как нигде, не видя понятных ему противников и потому до времени не замечая, что его власть давно и тайно отменена. Страна до краев полна невидимым присутствием погибших, молча ушедших. Они давно и неслышно стали главной частью нас самих. Законные наследники правителя Борис и Глеб, не боровшиеся за власть, власть никому не дарили, не вручали, не завещали. Власть у них не была отнята, вырвана, отвоевана, ведь нельзя отнять то, за что не держатся. И так само собой получается, что хотя многие хватали власть в России, жадные от вида того, как она валяется на дороге, власть России остаётся всё время по-настоящему одна: власть молодых Бориса и Глеба, никуда от них не ушедшая, им ни для какой корысти не нужная, только им принадлежащая по праву, по правде, по замыслу страны. Власть России в этом смысле никуда не делась, не ослабла, не пошатнулась. Её не надо рожать. Ей тысяча лет».