matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Category:

Русский каганат в Пруссии


Калининградский полуостров или Самбия, где предположительно мог размещаться "Остров русов"

На данный момент сложно определить местоположение легендарного "острова русов" - центра Русского каганата. На его роль претендуют обширные территории от Балтики до Черного моря, но наиболее правдоподобными считаются версии северного происхождения первого государственного образования русов. Русский каганат видят прежде всего в районе Новгорода и Ладоги, а также Ростова, тех земель, где впервые появились легендарные варяги-русы на территории будущей России. Но не стоит забывать, что варяги приплыли с Балтийского моря по мнению создателя "Повести временных лет"- "Идоша за море к варягом, к руси", что может свидетельствовать о том, что Русский каганат вполне мог локализоваться и существенно западнее, непосредственно на самой Балтике.

Одним из таких мест могла быть территория Пруссии, которая всегда притягивала к себе любопытство людей из России - из Пруссии выводили свою родословную представители обоих русских правящих династий - и Рюриковичи, и Романовы. И нужно признать, что Пруссия соответствует многим характеристикам "острова русов" известным прежде всего по арабским письменным источникам. В этой статье я перечислю основные упоминания о Русском каганате и "острове русов", а также приведу примеры соответствий прусских реалий раннего средневековья описаниям арабских хронистов.


Прежде всего нужно кратко описать Пруссию раннего средневековья. Несмотря на то, что пруссы занимали значительные земли на юго-востоке Балтики, сейчас это территории Польши, Калининградской области России и Литвы, основным их центром был Самбийский полуостров, который получил свое название от главного прусского племени сембов/самбов. Самбия была самым богатым и густонаселенным регионом Пруссии. Пруссы называли свою землю "Ульмигания", "Ульмигерия", "Ульмеригия", что означает "Островное царство", так как в средние века Самбийский полуостров считался островом, ибо с юга и востока он отделен реками Преголя и Дейма.

Первым арабским хронистом писавшем об "Острове русов" был Ибн Русте, живший в 10 веке, но его свидетельства восходят к более ранним трудам ал-Джайхани и Ибн Хордадбеха, поэтому текст Ибн Русте описывает ситуацию 9 века и является важнейшим свидетельством по ранней истории русов:

Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают».

Итак, мы видим описание некоего острова, тут нужно отметить, что арабский термин "джазира" означает не только остров, но и полуостров, и междуречье, то есть это территория окруженная водой в широком смысле. Последующие переписчики текста Ибн Русте несколько изменяли описание, речь могла идти как об острове, окруженном озером, так и морем. В данном случае, к Самбийскому полуострову применимы все смыслы, заложенные в текстах источников, так как он окружен морем, ибо это полуостров, а также отделен от материка реками. Эти реки имели и имеют весьма топкие берега, поэтому на Самбии присутсвуют все признаки описанные Ибн Русте, это действительно место с повышенной влажностью, здесь есть болота, и здесь есть леса.
Размеры Самбии также примерно совпадают с описанными арабским автором тремя днями пути, а это где-то 70 км с западного побережья до реки Дейма на востоке.

Карта расселения прусских племен. Самбия выделена коричневым цветом.


Огромную важность имеет упоминание правителя русов, а это каган (хакан), этот тюркский термин и позволяет считать раннее гос. образование русов каганатом. Подобный термин свидетельствует о какой-то культурной или политической близости между русами и тюрками, что характерно как раз для Пруссии, ибо там присутствие тюрок фиксируется и археологически, и по письменным источникам примерно с 7 века, это время существования Аварского каганата и его несомненного влияния на Южную Балтику.

И самое главное, на Самбии присутствовали и сами русы - различные выходцы из Скандинавии начинают проникать на полуостров с самого начала 9 века, здесь был основан достаточно крупный скандинавский центр Кауп.

Текст о русах из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар"
"Что же касается русов, то есть остров, расположенный в море, и остров этот протяженностью три дня пути в длину и в ширину и весь покрыт лесом. Почва его такая влажная, что если поставить ногу, то она погрузится в землю по причине ее влажности. И есть у них царь, называемый хакан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают. И у них нет посевов и пашен. И они пользуются обычно славянскими посевами. И если рождается (у них) сын, извлекают меч, кладут возле него, и отец говорит: "У меня нет ни золота, ни серебра, ни скота (мал), чтобы оставить тебе в наследство. Вот твое наследство, сам себе (все) добудь мечом".

Гардизи в целом повторяет информацию Ибн Русте, но делает небольшое добавление о численности жителей Русского каганата, а их там якобы 100 тыс. Несомненно, это преувеличение, просто хронист хотел донести до своих читателей, что население "Острова" весьма значительно, что было характерно для Самбии с ее многочисленными прусскими городищами. Также Гардизи добавляет, что русы не занимаются земледелием у них "нет посевов и пашен". Скандинавы, действительно, преимущественно занимались торговлей и разбоем, в том числе и те, кто проживал в скандинавском Каупе в Самбии.



Текст о русах из сочинения Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи "Нашк ал-азхар фи гара 'иб ал-актар" (начало XVI в)
"Описание страны русов. Они большой народ из турок. Страна их граничит со славянами. Они (живут) на острове, окруженном озером, И он подобен крепости, защищающей их от врагов.

Текст о русах из анонимного сочинения "Моджмал ат-таварих" (1126 г.)
"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался."

Два отрывка, в которых опять отражается представление арабских авторов о том, что русы и тюрки (хазары) находятся в некоей близости - культурной или даже родственной. Интересно, что в "Моджмал ат-таварих" тюрки уже точно обозначаются как хазары, вполне возможно, что в 9 веке Пруссия действительно могла входить в сферу интересов именно Хазарского каганата, а не Аварского, как было раньше. Такое предположение делал известный российский археологи и историк, специалист по прусским древностям - В.И. Кулаков, он писал, что "на Самбию постоянно прибывали отдельные, правда, небольшие по численности, конные отряды тюрок Поволжья. Их функцией, возможно, являлась и охрана янтарных караванов, отправлявшихся из Прибалтики по Волжскому пути в страны далекого и сказочного Востока."
Вполне возможно, что "Остров русов" был дальней торговой факторией Хазарского каганата, где вместе с тюрками заправляли выходцы из Скандинавии, которые естественно стремились выйти из под опеки. Собственно, обретение самостоятельности русами на восточном торговом пути и стало началом уже именно русской государственности.

Ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий»
"Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (Русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу."

Ибн Русте отмечал особенности управления на "острове русов" - Русский каганат был явно теократическим государством, где высшую власть имели жрецы, которые могли повелевать даже царю русов. Точно такая же теократия наблюдалась у пруссов, где верховную власть имел главный жрец - Криво Кривайтес. Правда, способ умерщвления жертв у русов отличался от прусского, знахарь русов предпочитал всех вешать (так было принято в Скандинавии), а пруссы свои жертвы богам сжигали на кострах.

Можно сделать предположение, что на Самбии правление осуществлялось в виде диархии (двоевластия) характерной для всех ранних каганатов в Восточной Европе. Легендарных правителей пруссов тоже было двое - Видевут и Брутен, один из которых имел функцию жреца.

В целом можно отметить, что территория прусской Самбии прекрасно подходит под описания Русского каганата. Здесь есть географические совпадения, здесь фиксируется отчетливое тюркское влияние, здесь существовало двоевластие и теократическое правление - все признаки, которые были свойственны Русскому каганату по описаниям арабских авторов.




из блога maximus101



Tags: Пруссия, каганат, тексты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 75
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments