matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Миссия Путина. Часть 10

Федеральная Общественная палата — это совещательный орган, призванный обеспечивать контроль общества за деятельностью органов исполнительной власти, проводить экспертизу ключевых законопроектов, а также аккумулировать и обобщать общественные предложения, которые будут направляться на рассмотрение президенту. При этом решения палаты
носят исключительно рекомендательный характер.

Путин лично принял участие в создании и работе Общественной палаты РФ. Очевидно, что путем привлечения общественности к решению государственных проблем Путин объективно и сознательно пытается ограничивать и свою власть, пусть в потенциале. Это очередной раз показывает, насколько реальные мотивы действий президента далеки от идей
авторитаризма и личного тщеславия.

«Реформа 13 сентября» была вызвана необходимостью дальнейшего укрепления государства и усиления роли административного ресурса в целях удержания достигнутой стабильности. Ее результатом стало окончательное удаление из политики олигархов и финансово-промышленных групп. С несколько десятков до семи сократилось количество федеральных партий, а соответственно и обслуживающих их технологов. Государственная Дума стала избираться только по партийным спискам, исчезли одномандатные округа. Произошла отмена выборов губернаторов. Большая часть муниципалитетов отказалась от прямых выборов мэров.

Подобное «закручивание гаек» во внутренней политике было оправдано чисто технологически и стало ответом на упомянутые вызовы — Беслан, опасность «оранжада» и др. Путин четко понимал, что выборы — это катализатор нестабильности, и на данном этапе их необходимо поставить в жесткие рамки, чтобы удержать достигнутые позиции. Не перегнешь — не
выпрямишь: именно такую стратегию действий диктовала диалектика момента. Маятник политического процесса должен сработать в другую сторону.


6. Возвращение на мировой рынок

К 2005 г. стало очевидно, что Россия, демонстрирующая уверенный рост, всерьез претендует на возвращение себе статуса одного из крупнейших игроков в мировой экономике.

В страну широким потоком потекла иностранные инвестиции. Что, конечно, было оправдано и объективно. Россия — страна, чрезвычайно богатая природными ресурсами. Обилие месторождений металлов, угля, нефти, газа дает нам существенное конкурентное преимущество. По-прежнему высок уровень квалификации и образованности кадров. И еще один плюс — Россия очень крупное государство, в том числе, и по населению. А население — это тот самый покупательный спрос, который
потенциально может абсорбировать все предлагаемые продукты и услуги, что генерирует бизнес. И поэтому Россия как крупная страна, имеющая шанс стать богаче в недалекой перспективе, представляет для большой интерес как для международного, так и для российского национального капитала. Но главный «витамин роста» инвестиционной привлекательности страны — это общий уровень эффективности ее экономики.

Важнейшая причина роста стоимостей инвестиций состояла в том, что постепенно нивелировались те риски, которые долгое время ассоциировались с Россией международным инвестиционным сообществом. Некоторые российские активы стали торговаться даже с большей премией, чем западные аналоги.

Еще одной причиной, повлиявшей на подъем инвестиционного рейтинга России, является ощутимое потепление отношений между бизнесом и властью (к концу 2005 г. почти окончательно исчез нервозный фон, связанный с делом ЮКОСа). «Единственное где еще трепыхается … желание как-то отстоять и защитить Ходорковского — это некоторые политические и
неправительственные гражданские организации, — отмечал в те дни научный руководитель государственного университета Высшая школа экономики Евгений Ясин. — А иностранный бизнес реагирует сейчас очень просто. Он говорит: в России один из лучших в мире рынков. Давайте будем туда инвестировать»(52) .

Согласно опубликованному в конце 2005 г. исследованию международной консалтинговой компании A. T. Kearney, основанному на опросе руководителей крупнейших мировых компаний, Россия поднялась в рейтинге стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), на шестое место, пропустив лишь (в порядке убывания) Китай, Индию, США, Великобританию и Польшу. Подобные данные содержались в исследованиях международного рейтингового агентства
Standard & Poor's и крупнейшего инвестиционного банка «Голдман Сакс». А по мнению британской газеты Independent, для западных инвесторов российский рынок является намного более привлекательным, чем даже китайский.

Прорывным в отношении инвестиционной привлекательности России стали 2005 и 2006 гг. 31 января 2005 г. Россия полностью погасила долг перед МВФ в размере 3,3 млрд. долларов. В августе 2006 г. Россия досрочно погасила долг бывшего СССР в рамках Парижского клуба кредиторов, уплатив сумму, эквивалентную 23,74 млрд. долларов.

В мае 2006 г. крупнейший инвестиционный банк «Голдман Сакс» опубликовал прогноз, согласно которому к 2027 г. экономика России станет самой мощной в Европе, а объем российского ВВП достигнет $3 трлн. Таким образом, наша страна превратится в одного из главных игроков на мировой арене. Документ был опубликован сразу после того, как флагман российской
экономики «Газпром» вошел в первую тройку крупнейших мировых компаний, обойдя американскую корпорацию «Майкрософт». Подобного успеха доселе не добивалась ни одна компания из России.


(52) Евгений Ясин. Российский бизнес оправился от шока // Эхо Москвы. 2005. 20 дек. / URL:
http://www.liberal.ru/articles/cat/3471


В январе 2007 г. министр финансов России Алексей Кудрин сообщил, что российская экономика по итогам 2006 г. превзошла уровень ВВП 1990 г., т.е. максимального уровня советской экономики.

Пришло время ставить масштабные задачи, касающиеся места России на мировом рынке, и выбирать приоритетные направления развития.

Одним из таких направлений стала энергетика.

22 декабря 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ президент Владимир Путин заявил, что Россия должна стать лидером в мировой энергетике и «законодателем мод» в новых технологиях. В свою очередь энергетика станет тем локомотивом, который потянет за собой всю экономику нашей страны. Таким образом, Россия может, наконец, определить для себя собственную экономическую нишу на мировом рынке и встать в один ряд с теми странами, которые давно отказались от принципа натуральной макроэкономики, включившись во всемирную кооперацию.

«Энергетика является важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса, — напомнил на заседании Совбеза Владимир Путин. — Так было всегда и очень надолго останется. Это значит, что она прямо влияет на благополучие миллиардов жителей планеты. … По сути своей, устойчивое энергоснабжение — одно из условий международной стабильности в целом. Сбалансированное и равномерное обеспечение энергией — это, без сомнения, один из факторов глобальной безопасности. И
мы обязаны оставить нашим потомкам такую “архитектуру” мировой энергетики, которая сбережет их от конфликтов»(53) .


(53) Путин В. В. Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по вопросу о роли России в обеспечении международной энергетической безопасности, 22 декабря 2005 г. // Президент России.
Официальный сайт / URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/23356


По словам Путина, для достижения лидерства в мировой энергетике недостаточно наращивать объемы производства и экспорта энергоресурсов. «Быть «законодателем мод» в энергетической сфере — это значит задавать тон в развитии экологически безопасной ядерной энергетики, энергосберегающих технологий и глубокой переработки сырья. «Лидерство»
означает первые в мире позиции в экспорте продуктов переработки энергетических ресурсов, а также строительстве и модернизации энергетических объектов за рубежом. Такой вызов, по мнению главы государства, наша страна, ее топливно-энергетический комплекс и отечественная наука принять готовы: «У нашей страны есть для этого и
естественные конкурентные преимущества, и природные, и технологические возможности»(54) .

Другой высокотехнологической отраслью, где Россия традиционно занимает лидирующие позиции — производство оружия.

То, что активизация отечественных производителей на мировом рынке вооружений за последние несколько лет, когда наша экономика сумела подняться с колен, вызовет плохо скрываемое раздражение конкурентов, неожиданностью не явилось. Для того, чтобы вытеснить Россию с рынка вооружений в ход идут буквально все методы, включая дипломатические,
политические и экономические. И это неудивительно, ведь по капиталоемкости мировой рынок вооружений ничуть не уступает рынкам продовольствия и энергоресурсов.

На состоявшемся 28 декабря 2005 г. заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству Владимир Путин отметил, что в условиях подобной нечестной конкуренции российскому ВПК необходимо иметь дополнительные конкурентные преимущества. Путин потребовал выработать системные меры для господдержки проектов оборонных предприятий, создающих перспективное оружие на экспорт. В том числе, обязать государство предоставлять свои гарантии на своевременное выполнение заказов, предоставить оборонке доступ к госкредитам для финансирования уже подписанных контрактов, а также проработать вопрос о субсидировании банковских кредитов на эти цели из федерального бюджета.


(54) Путин В. В. Вступительное слово на заседании Совета Безопасности по вопросу о роли России в обеспечении международной энергетической безопасности, 22 декабря 2005 г.

Разумеется, несмотря на продекларированную государственную поддержку отрасли, вопрос о возвращении к советской модели
финансирования не ставился. Речь шла не о восстановлении советского ВПК во всей его красе, а о создании условий для поступательного развития оборонной отрасли, способной стать локомотивом российской экономики, даже несмотря на значительные потери минувшего десятилетия, утечку мозгов и разрыв связей с бывшими республиками СССР, где находились
предприятия ВПК.

Высокие технологии — это единственный способ для цивилизованных стран выжить в условиях глобальной конкуренции, так как по всем остальным параметрам они проигрывают южным морским странам с дешевой рабочей силой. Для России, которая является самой холодной страной мира, страной с дорогой рабочей силой, находящейся вдали от морских магистралей, высокие технологии являются единственным шансом на выживание. В послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. Путин
говорит: «Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний “на поток”. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд — все это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для
финансирования инновационной деятельности»(55) .


(55) Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 10 мая 2006 г.


26 апреля 2007 г. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию поставил перед российской наукой задачу совершить прорыв в области наиболее передовых технологий, прежде всего — нанотехнологий, что позволит России вернуть утраченное лидерство в науке. В области нанотехнологий явного превосходства пока еще нет ни у кого. При этом всем ясно, что именно здесь будет совершен прорыв. 4 июля 2007 г. Государственная Дума одобрила Закон о создании государственной
корпорации нанотехнологий.

Со стороны происходящее в российской науке и экономике выглядело вполне штатно: благодаря поднявшимся ценам на нефть страна пытается раздать долги, диверсифицировать экономику, вернуть лидерские позиции в традиционно выигрышных для себя сферах. Однако глубина и смысл реальных преобразований от стороннего взгляда были умело скрыты.

7. Инвестировать – в человека!

Итак, с изменением политической ситуации, политической конфигурации, с появлением новых вызовов потребовалась новая
политическая парадигма и новые цели. Сам Путин в послании к Федеральному Собранию 2005 г. заявлял: «В течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных и общественных институтов. Но в то же время обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед. Мы
вместе разбирали завалы и постепенно продвигались дальше. И в этой связи политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы. Эта политика в целом оправдала себя. Но к настоящему времени себя уже исчерпала»(56) .

Необходимость в формировании новых приоритетных задач назрела давно, однако реальные возможности для этого появились у страны по сути лишь к 2005 г.

К этому времени удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация. У государства появились значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции. Укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации способствовало лучшей согласованности действий всех ветвей и уровней государственной власти. Государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования, что давало социально-экономическим программам дополнительные гарантии.


(56) Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 25 апреля 2005 г. // Президент России. Официальный сайт / URL:http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22931

При выборе приоритетных направлений развития «фантазировать» особо не пришлось. Если промышленность в первые годы нового
тысячелетия начала постепенно набирать обороты, то положение дел в социальной сфере оставалось, откровенно говоря, неважным. Медлить с решением острейших социальных вопросов дальше было просто нельзя. Успехи страны необходимо было обратить к людям, чтобы цифры экономического роста перестали быть абстрактными для людей.

Ключевым вопросом государственной политики стало повышение качества жизни граждан России. По словам Путина, «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — … это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее
России»(57) .

5 сентября 2005 г. в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов Владимиром Путиным была сформулирована программа приоритетных национальных проектов. 9 сентября 2005 г. на первом заседании осенней сессии Государственной Думы президент выступил с инициативой реформы социального блока.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» были выделены здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» — образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Задачи по нацпроектам были поставлены на ближайшие два года, при этом эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин.


(57) Путин В. В. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, 5 сентября 2005 г. // Президент России. Официальный сайт / URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23157

Результаты реализации приоритетных национальных проектов дали о себе знать уже в ближайшее время. В стране начала расти средняя продолжительность жизни, обозначился прирост рождаемости и снижение смертности населения. Значительно увеличился темп прироста объема жилья. Заметно выросли зарплаты в сфере образования и здравоохранения.
Общедоступной стала высокотехнологичная медицинская помощь. Школы и университеты начали получать средства на реализацию инновационных программ. Важной инициативой Путина стало принятие закона о радикальном увеличении материнского капитала — до 250 тысяч рублей за рождение второго ребенка.

По словам Вячеслава Суркова, «появление национальных проектов и их реализация — это, прежде всего, попытка власти модернизировать архаичную систему управления государством, экономикой и обществом, перевести ее из чисто бюджетно-затратных в программно-целевое русло, когда ожидаемый результат становится главным критерием функциональности деятельности аппарата управления государством»(58) .

Национальные проекты стали пробой сил в деле созидания новой России, проверкой на способность созидать, внедрять инновации, но одновременно и методом диагностики истинного положения вещей в социальной сфере, и способом врачевания наиболее застарелых ее болезней. Комплексное лечение и выздоровление еще впереди — главное, что врач вовремя успел. Но, возможно, историческое значение приоритетных национальных проектов заключается именно в том, что они появились, обозначили поворот государства и власти к данным проблемам без заклинания, что «приедет рынок, и всех рассудит». Впервые за долгие годы власть обозначила ключевым приоритетом, причем не на словах, а на деле, подкрепив это материально, повышение качества жизни граждан России, укрепление человеческого капитала нации.


(58) Сурков В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Современная гуманитарная академия, 2006. С. 27.


Часть 9, Часть 11



Tags: Путин, Россия, доклад
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 73
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments