matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

За первоистоком сущего

Божественный ужас

Самое ужасное для Бога в том, что мы можем отказаться от Него, а Он от нас нет.
Против мудрости мудрых и святости святых
В одном из монастырей Константинополя появился бесноватый: грязный, лохматый, с перекошенным лицом, с безумным взором, с огромной железной цепью на шее, с кровавыми язвами на руках и ногах. Длинным бичом из веревок он бил монахов, выгонял их из келий, кричал на них, смеялся над ними, оскорблял их, сквернословил, что-то пытался им объяснить. Откуда бесноватый пришел, никто не знал, никто его никогда не видел и ничего о нем не слышал. С большим трудом братии удалось схватить одержимого, связать и посадить в темницу. Некоторые наиболее пострадавшие монахи предлагали его убить, но восторжествовало христианское сострадание и христианское милосердие. О странном госте сообщили игумену монастыря, великому подвижнику и богослову отцу Симеону, который в это время в маленькой келье со слезами и молитвами трудился над своими чудесными гимнами. Игумен возжелал встретиться с бесноватым и побеседовать. Отказавшись от охраны и сопровождения, со свечой в руке Симеон спустился в темницу, помолился Богу, развязал бедного мученика, помог ему сесть на лавку. Тело одержимого источало жуткое зловоние, кровь текла из его ран, сквозь грязь на лице проступали глубокие шрамы. В тусклом, мерцающем свете свечи их глаза впервые встретились. Сердце заныло у Симеона, он узнал верного друга своей юности Андрея.

– Я послан к тебе Господом, игумен, чтобы избавить тебя от заблуждений, мешающих твоей душе познать истинный Свет Божий!
– Андрей! Ты ли это, друг мой любезный? Что с тобой случилось? Кто так жестоко искалечил тебя?

– Это сделал я сам. В молодости, мечтая о монашеской стезе, я изуродовал свое красивое лицо, чтобы оно не нравилось женщинам и не вводило их в искушение. А не так давно, по слову Божьему, я начал постоянно резать себе руки и ноги и смазывать их грязью, чтобы раны загноились, чтобы в них завелись черви!


– Зачем, Андрей?
– Ранами своими я должен укорять вас, монахов! Я должен ходить по монастырям и показывать вам, к чему вы стремитесь, что вы считаете своим идеалом, что вы выдаете за Божью заповедь.
– О чем ты говоришь, Андрей? Я не понимаю тебя!
– Как же не понимаешь? Ведь сам ты писал в своих сочинениях, что мы должны уподобиться мертвецам, что тело – это склеп, могила, что его следует презирать, что его следует отвергнуть, уничтожить, умертвить, ибо через него возбуждаются греховные похоти.
– Умертвить, но не самоистязанием, Андрей, а тяжелыми трудами и смиренной жизнью. Тело тленно, оно возвращает нас к земному и мешает нам приять в чистоте и невинности Дух Божий!
– Твой учитель не Христос, Симеон, твои учителя – Платон и Плотин. Помнишь, с какой упоительной страстью мы с тобой читали их в юности? Это Платон считал тело темницей, это Плотин писал, что от тела следует освободиться, избавиться. Христос же называл тело храмом для души. Христос никогда не требовал от людей презрения к человеческой плоти. Христос исцелял человеческие тела: лечил слепых, глухих, хромых, сухоруких, прокаженных, одержимых, расслабленных. Он оживлял и воскрешал тела. Будучи Сыном Всевышнего Отца, Божественным Логосом, Божественной мудростью, Он Сам вселился в человеческое тело, испытал его немощи, его смерть, чтобы потом его воскресить и освятить, чтобы вознести его с кожей и потом, с мышцами и костями в глубину Божественной Троицы!
– Тело греховно, Андрей, оно источник скверны, источник нечистот, источник кала и блевотины, оно порождает греховные похоти и помыслы, оно мешает спасению души!
– И снова в тебе говорит Платон. Это он отделял душу от тела и думал о спасении души. Христос же спасает человека в его целостности: и душу, и тело. Грех есть состояние духовное, а не телесное, не тело заражает душу грехом, а наоборот, душа, заболевшая грехом, греховно использует тело.
– Тело связывает нас через чувства с этим миром, мир же есть прах и дым, мир лежит во зле. Чтобы обрести Бога, надо умереть для мира, для его вещей, для его дел, для его забот.
– Почему же, Симеон, Господь любуется миром, когда создает его? Вспомни радость Господа после каждого дня творения: «И увидел Бог, что это хорошо».
– Он любуется миром до грехопадения, он любуется миром умным и духовным, а не этим – падшим, материальным, вещественным!
– То есть идеальным космосом Платона, с идеей Блага во главе!
– Перестань, Андрей! О Платоне я давно забыл. Учителями моими давно уже стали простые галилейские рыбари.
– Душа твоя помнит, Григорий, сердце твое помнит. Не осознавая того, ты христианскими образами прикрываешь плотиновскую сердцевину. Духовный мир для тебя – мир Платоновых идей.
– Духовный мир, Андрей, – это мир духовных сущностей, образующих Царство Божье, которое существует вне материи, вне времени, вне наших чувств. Откроюсь тебе, дорогой мой друг: несколько раз в часы ночных молитв я созерцал ослепительный Свет, исходящий оттуда. Я упивался этим божественным Светом, я наслаждался им, я плакал в умилении и трепетал от радости.
– О монахи, ваша ненависть к этому миру восстает против Божьей любви к нему. Вы забыли слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»! Вспомни, как восхищался Христос лилиями полевыми, говорил, что даже царь Соломон не сравнится с ними во всей славе своей! Разве цветы растут не в греховном мире, разве не несут они на себе отпечаток человеческого падения? Однако Господь по-детски любуется ими и учит своих учеников через них видеть красоту сотворенного бытия.
– Цель всех людей, друг мой – благоугодить Христу, Богу нашему, и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святого Духа, чтобы таким образом устроить свое спасение. Если этого нет у нас, то тщетен всякий труд и суетно всякое делание наше. Мир же, по словам Соломона, есть суета сует. Он мешает, угнетает, отвлекает, искушает, соблазняет, обманывает.
– В этом, о монахи, проявляется ваш эгоизм. Потому я так безжалостно и хлестал вас плетью. Я хотел вернуть вас в мир, к людям, к их горю, к их страданиям, к их заблуждениям, к их грехам. Разве оставит истинный врач больных? Разве будет прятаться от них в местах укромных и недоступных? Если хотите угодить Христу, то и подражайте жизни Христа! Сын Божий не скрывался от людей, от мира, не боялся искушений, не презирал заблудших божьих чад за их грехи, но помогал им найти путь во тьме кромешной, исцелял их силой святого Духа.
– Пойми, Андрей! В мире невозможно очиститься от греха, в мире невозможно наполниться Богом. Мир не знает самого сладчайшего, самого вожделенного для алчущей души – счастья обладания Богом, когда ты сам себя уже не отличаешь от Бога и становишься богом по благодати. В одном из своих гимнов я написал: «так дай мне Себя теперь, чтобы я насытился Тобою». Одно Божество желанно и вожделенно, одно Божество услаждает душу, услаждает сердце, услаждает разум. Все существующее в мире перед Ним – лишь прах и пыль.
– Вижу, что из Господа Бога вы сделали идол для своих тайных, безмолвных утех и услад, вы превратили Его в средство для самообожествления. Бог нужен вам не для борьбы за души заблудших во тьме грешников, а для собственного духовного наслаждения, для собственного духовного удовольствия. Вы закрылись в своих монастырях от мира, вы оставили его наедине с грехом, вам дорого собственное спасение. Вы давно убедили себя в том, что рай – для святых, ад же – для грешников. Но неужели в царствии небесном праведники будут спокойно наслаждаться вечностью, зная, что где-то в геенне огненной адским пламенем пылают души отверженных?
– Ты не прав, Андрей! Горько мне слышать твои обвинения! Мы строго выполняем заповеди Христовы, мы чтим Нагорную проповедь Спасителя, мы молимся за врагов наших, за хулителей наших, за поносителей наших.
– Господь сказал мне в сердце моем: «Андрей! Отрекись от мудрости мудрых и от святости святых! Стань ради меня сумасшедшим! Возьми на себя крест безумия! Вооружись плетью! Пойди и верни Благую Весть из пещер и подземелий в мир – людям грешным и заблудшим!» Слово Божье – вот единственный, истинный Свет, и не следует его подменять обманчивыми миражами заблудившихся в собственных созерцаниях богословов!
– Нет, Андрей! Тебя искушает враг, князь мира сего, отец лжи, ненавистник рода человеческого! Он обольстил тебя, предложив тебе трудный, непосильный путь во имя Христа! Он обманул тебя великим призванием! Он предложил тебе стать юродивым, а сделал тебя бесноватым!
– А что, если враг обольщает тебя, Симеон? А что, если это ты сбился с пути и принимаешь собственные грезы за Божественный Свет?
– Нет, Андрей! Я уверен, Андрей! Эту уверенность мне придают молящиеся за меня братья, эту уверенность я черпаю в бесценных трудах великих отцов церкви, эту уверенность вселил в меня мой почивший учитель старец Исихий! Ты же в своем деле одинок, ибо пошел против всех нас, против всей Церкви Христовой!
– Если Бог на моей стороне, то испугаюсь ли я своего одиночества, убоюсь ли всех вас? Нет! Никогда! Пусть даже за вас будут ангелы небесные!
– Милый мой друг! Брат мой во Христе! Давай поступим так! Я отпущу тебя, никто тебя более не тронет и не обидит. Ты пойдешь своим путем, я же – своим. Жизнь нас рассудит. Сама жизнь укажет, кто из нас прав.
Андрей молча встал, перекрестился и, сделав шаг, от боли и изнеможения повалился на лавку. Симеон успел схватить его за руку и медленно повел по холодным ступеням к светящемуся выходу. Из темного, мрачного подвала они вышли вдвоем. Монахи с удивлением смотрели на праведника и бесноватого, проявляющих друг к другу заботливую теплоту и нежность. Отец Симеон проводил Андрея до ворот монастыря. Они простились, понимая, что больше никогда в этой жизни не увидят друг друга. Они простились, чтобы встретиться друг с другом только на Страшном Суде.

Предназначение России

Смысл и предназначение России только в том, чтобы защищать в историческом времени от разума мира сего, от его богословских и философских теорий православную литургию, ибо только в ней присутствует Божественный Логос, ибо она создана Духом Божьим и является единственным путем, ведущим нас в вечность.

Прогулка

Шел вчера вечером по нашему селу и увидел, как трогательно и самозабвенно встречает своего хозяина – худого старичка с тросточкой - лохматая дворняга. Сразу же вспомнил размышления одного современного исламского богослова о том, что духом наделены только люди, а животные – всего лишь биологические машины, лишенные внутренней глубины. Данную мысль в европейской философской традиции когда-то высказывал и Рене Декарт. Глядя, как пес бегал вокруг старичка, как прыгал и ловил его ладонь, позволил себе усомниться в этом. Биологическая машина не могла бы так радоваться встрече с родным, любимым существом, не могла бы с такой теплотой, лаской и нежностью относиться к нему, не могла бы так трепетать перед ним, проявляя к нему абсолютное доверие, абсолютную верность.

Значит, что-то от Духа Божьего есть и у животных, значит, правы были индийские брахманы, считающие, что все одухотворено, все исполнено Божественного.

Нелюди

Мне приснилось существо, похожее на людей, морфологически ничем не отличающееся от обычного среднего человека, но я знал и чувствовал, что это искусная имитация, хорошая подделка, качественный обман.

Мне приснилось существо по биологической классификации нашего рода и вида, совершенный «гоминид», абсолютный «хомо», безупречный «сапиенс», красивый, спокойный, умный, немного самоуверенный, но я понимал, я инстинктивно ощущал его бесчеловечность, его чудовищность и мучился от этого.

Мне приснилось существо, мастерски владеющее нашими эмоциями, нашей речью, нашим юмором, нашей мудростью, нашей историей, нашими мечтами, нашими проблемами, но сквозь все это я видел очеловеченного зверя, безошибочно играющего в нас.

Мне приснилось существо, выдающее себя за друга, открытое к общению, к разговору, располагающее к совместному поиску истины, вполне искреннее и честное, но я осознавал, я интуитивно видел, что это не человек, что это какое-то социальное животное, гениально отрабатывающее роль человека.

Мне приснилось существо, проявляющее ко мне милосердие и сострадание, заботливо расспрашивающее меня о моих проблемах, о моих житейских трудностях, дающее мне дельные советы, утешающее меня, поддерживающее меня, предлагающее мне бескорыстно свою помощь, но сердце мое замирало от страха перед этим ящером в человеческом облике.
Слава Богу, я проснулся! Смыл под душем ночной кошмар. Оделся, поел, закурил сигарету. Успокоился. Мало ли что может присниться человеку во сне! Забыть! Поскорее забыть! Переключить сознание в режим яви! Вернуть его из бесчеловечной страны грез! Собрался на работу, посмотрел в зеркало, с сотового завел машину, вышел из подъезда. Красивое летнее утро. Солнце поднималось над городом, в небе алела рыхлая полоска облаков. Дворник подошел ко мне и протянул какую-то газету. Но что это! Господи! Спаси и сохрани! Его лицо, его глаза, интонации голоса, жесты, движения – все, как у нас. Однако чего-то не было! Чего-то не хватало! Что-то отсутствовало! Но что? Душа! Отсутствовала душа! Это был живой труп! Живая мумия! По-человечески точно функционирующее тело, но без человека. Отскочил от него, как ужаленный. Бросился назад к подъезду. Вышла соседка с ведром мусора. Посмотрел на нее. То же самое! Далее, мама с ребенком. У малыша игрушечный самолет. Он бросил его в меня и засмеялся нечеловеческим смехом. Господи, где я? Что произошло со всеми людьми за эту ночь? Или, может быть, со мной? С моим сознанием?

Я вбежал в свою квартиру. Быстро закрылся. Я забился в угол между окном и холодильником. Здесь они меня не найдут! Здесь я для них недосягаем! Здесь я буду чувствовать себя в полной безопасности!

Ничто и нечто

Логически невозможно обосновать, почему из ничего возникло нечто. Разум упирается в черный провал, цепь его рассуждений срывается в бездну. Философия хотела бы сделать эту бездну частью своей дедукции… или отменить акт сотворения.

В споре с ничто

Тень: Извините меня, хозяин, за то, что я дерзнула нарушить обет молчания и помешала вам насладиться мгновением вашей случайной, мимолетной и бессмысленной жизни. Понимаете, один раз в качестве лекарства от тоски мы имеем право использовать проверенное средство: мышление и речь. Мне захотелось обсудить с Вами серьезную теологическую проблему, которую вы, люди, почему-то не замечаете.

Я: Допустим, я не сошел с ума, допустим, действительно ко мне обратилась моя тень, и я счел необходимым поделиться с ней своими мыслями. Меня удивляет другое. Неужели пустой фантом способен чего-то хотеть, чем-то интересоваться? Неужели в том, чего нет, все-таки что-то есть?

Тень: Не расстраивайтесь, хозяин! В том, чего нет, ничего нет, но так как отпрыску тьмы дали возможность сыграть в жизнь, он ради забавы принял правила игры и стал участником вашей клоунады.

Я: Ну что ж? В таком случае я готов выслушать тебя, дитя мрака, постараюсь помочь тебе распутать твою философскую головоломку.

Тень: Замечательно! Честно признаюсь, меня интересует всего лишь один вопрос: мог ли Господь Бог сотворить мир из ничего?

Я: О чем тут размышлять? Мы, христиане, принимаем этот тезис на веру.

Тень: Знаю, знаю! Так ваш слабый разум избавляется от разрушающих его парадоксов. Однако я предлагаю ничего не принимать на веру и хорошенько подумать: можно ли из ничего создать что-то? кто, кроме ничто, может войти в ничто и из ничего сотворить нечто?

Я: Думаю, это могло бы сделать существо по своей сущности противоположное небытию, то есть обладающее всей полнотой бытия.

Тень: Но небытие лишено содержания и, значит, ничто не может быть ему противоположно. За «ничто» невозможно зацепиться, «ничто» невозможно схватить, ибо оно ничто.

Я: И все-таки Господь сумел из ничего сотворить мир, человека в этом мире. Невозможное стало возможным, ибо Господь есть Творец Невозможного.

Тень: С огромным риском сопряжена любая попытка использовать «ничто». Все, что существует рядом с «ничто», теряет свою сущность и превращается в ничто. Тот, кто посмел сделать «ничто» средством для достижения своих целей, рано или поздно сам попадет в его сети, станет его пленником. «Ничто» монолитно, «ничто» целостно, «ничто» абсолютно, «ничто» совершенно, «ничто» бессмертно. Вспомни, какими словами великие святые описывали реальность, с которой вступали в контакт: непостижимое, необъяснимое, невыразимое, таинственное, лишенное образа, лишенное формы, лишенное глубины, ширины, длины. Что же останется от бытия, пропущенного через такое сито? Темное пятно, черный экран, пустое место.

Я: Что ты этим хочешь сказать?

Тень: Бог и «ничто» - тождественные понятия. Бог – часть «ничто», возомнившая о себе, что она нечто…

Я: Стой, тень! Годы молчания сделали тебя невосприимчивой к диалогу, ты не даешь оппоненту выразить свою точку зрения. Из всего сказанного тобой я, пожалуй, согласился бы вот с чем: до сотворения мира «ничто» существовало рядом с Богом в качестве «Иного», по отношению к которому Он был Богом

Тень: Вот и прекрасно! Вот и чудесно! Ты сам подписал Всевышнему смертный приговор. «Ничто» для того, чтобы быть ничем, не нуждается в Боге. «Ничто» ни от кого не зависит, оно самодостаточно. Богу же «ничто» необходимо, оно дает Ему возможность отличить Себя от Другого, осознать Себя как Себя. Только благодаря «ничто» Бог впервые узнал о том, что Он Бог, что Он может что-то сделать, что-то совершить.

Я: Стой, тень! Позволь мне с тобой не согласиться! Ты снова ставишь все с ног на голову. Причина у тебя оказалась следствием, следствие – причиной. По твоей мысли выходит, что и во мне ты не нуждаешься, а я своим существованием обязан тебе. Если «ничто» выше и существеннее Бога, то тени реальнее своих носителей. Разве это не абсурд! Пойми, глупая, Бог и до сотворения мира был Богом, Бог и без помощи «ничто» знал, что Он Бог, что Он – абсолютное, ни от кого не зависимое существо, в противном случае Он не стал бы создавать мир и предпочел бы вечное одиночество.

Тень: Нет, хозяин, Вы заблуждаетесь, Ваша вера мешает Вам понять, что явилось истинной причиной бытия. Я открою Вам тайну тайн. До сотворения мира Бог был ничем или частью «ничто». Он создал бытие только для того, чтобы выйти из блаженного состояния покоя и стать Богом. Так возникла уходящая в бесконечность цепь иллюзий. Отсюда все Ваши беды, все Ваши страдания. Вы оплачиваете своими судьбами шахматную партию играющего вами самодовольного духа. Уверяю тебя, партия будет проиграна. Мир - единственное доказательство Бога, что Он Бог. Человек – последний аргумент Бога в Его бессмысленном и безнадежном споре с «ничто».

Я: Стой, тень! Замолчи! Ты - подлая обманщица! Ты - бессовестная лгунья! Твоими устами вещает пустота! Твой язык – орудие смерти! Я лишаю тебя дара речи до конца веков!

…Солнце скатилось за горизонт. Сумерки гигантской серой мышью опустились на город. Пошел мелкий дождь. На полинявшие мостовые падали желтые листья. Я стоял один на безымянной, заброшенной остановке, у которой не было ни крыши, ни стен. Я стоял один со своими мыслями и созерцал загадочные узоры вечности. Бесчеловечные троллейбусы безответственным отсутствием испытывали мое терпение. Одежда на мне быстро промокла и отяжелела. Одна часть моего сознания советовала мне не надеяться на судьбу и взять на себя бремя выбора, другая - слезно умоляла не доверять себе и целиком положиться на ход событий. Стараясь не вникать в словесную дуэль разрывающих меня собственных ипостасей, я радовался тому, что по ту сторону раскола была душа, с рождения знающая о тайне мира, о тайне жизни и смерти.

Наше предназначение

Странная вещь: наше предназначение в мире появилось задолго до нас.

Сон с двойным обманом

Никогда мне не снились такие сны. В эту ночь был самый тяжелый, самый мучительный. Мне приснилось, что ты ушла от меня. На столе записка – «полюбила другого». Я окунулся в отчаяние, я погрузился в печаль, я испил горькое вино безысходности. Единственное спасение – уже во сне промелькнувшая мысль о том, что это только сон. Невзирая на жуткий трагизм своего положения, я нашел в себе силы схватиться за спасительную мысль о том, что все, что приснилось, лишено реальности, не имеет никакого отношения к действительности, ибо является фантомом спящего сознания. Работая этой мыслью, как мечом, разрушая прозрачную ткань царства грез, в конце концов я обуздал свой бред и проснулся. Меня охватила безграничная радость осознания, что все произошедшее – не произошло, что все случившееся - всего лишь больная греза. О, как я наслаждался этой радостью! О, как я был счастлив! Однако в следующее мгновение память о яви вернулась ко мне. Я вспомнил свою жизнь. Я вспомнил свое прошлое и настоящее. Я вспомнил, что ты действительно ушла от меня, отставив на столе записку. Мой сон просто воспроизвел реальное событие и тем самым обманул меня дважды.

Вечные муки

Нет дна у бездны тьмы. Если бы существовали «вечные муки», то наверняка нашлись бы люди, получающие и там удовольствие.

Бог как Идеал

- В сущности, что такое Бог? Бог есть идея абсолютного господства и абсолютного обладания бытием. Бог – это человеческая мечта об абсолютном господстве и обладании, человеческий идеал достижения абсолютной полноты жизни. Это – самая большая, максимально возможная для разума цель, которую человечество смогло придумать и поставить в истории. Бог – это мы, люди, стремящиеся к всемогуществу, всезнанию, абсолютной свободе и бессмертию. Вспоминаю, как глубоко и красиво на данную тему писал великий немецкий философ Людвиг Фейербах.

- Не соглашусь с тобой и вот почему. Бога невозможно выдумать, ибо нет в этом мире ничего, что бы соответствовало Ему в качестве объекта познания, ибо нет в нашем гносеологическом арсенале средств, с помощью которых можно было бы адекватно воспроизвести саму суть Бога. Бог выше человеческой мысли и потому не может быть ее созданием. Но даже если бы наш разум возвысился до Бога, в его распоряжении оказалась бы все равно лишь тень Бога, мертвый философский Абсолют. Истинный, живой Бог всегда противоречит нашей мысли о Боге. Ты говоришь о всемогуществе и всезнании, но Бог смирил себя до крестной жертвы. Ты говоришь об абсолютной свободе, но Бог отдал себя в руки своих палачей. Ты говоришь о бессмертии, но Бог добровольно принял смерть. Вряд ли бы в человеческой душе смог сформироваться такой идеал Бога.

Мимолетная встреча

Быть может, в толпе людей мимо тебя прошел Христос, но ты этого не заметил.

Структура жизни

В нашем институте мы давно работаем с геномами разных видов живых существ, ищем пути и способы их улучшения, вернее, изменения в соответствии с нашими потребностями. Мы исследуем разные кланы и сообщества генов, их цели и задачи в живом организме, тактику и стратегию выживания, то, как осуществляют они выбор оптимального варианта в ходе эволюции. Нам удалось выявить свойственную всем видам, общую генетическую «структуру жизни». Оказалось, это не просто структура, но некая живая сущность, наделенная разумом и волей, собственным пониманием бытия, собственным мировоззрением. Мы сумели расшифровать ее язык и вступили с ней в диалог.

Разговор вел я – назначенный ученым советом куратор проекта. По итогам беседы мной был составлен и отредактирован текст, имеющий, с моей точки зрения, огромную научную ценность для понимания того, кто мы есть во Вселенной.

– О великий Разум Жизни! Позволь обратиться к тебе детям твоим, ищущим во тьме космоса и в глубине времен смысл своего существования!
– Вы не дети мои, вы - всего лишь трава, листья на дереве, лепестки цветов. И все же я готов уделить вам миг своего бытия.
– Скажи! Кто мы такие в этом мире? Как получилось, что мы в нем живем? Почему мы оказались здесь, на планете Земля?
– Живу я! Живет моя божественная сущность! Она вечна, неизменна, постоянна. Она появилась вместе с этим миром, как его ошибка, как его отклонение от нормы в результате великой асимметрии материи. Все виды жизни во вселенной несут в себе эту структуру, эту великую форму форм. Во имя ее существования они страдают и мучаются, терпят лишения и беды в жутком, страшном, безжалостном космосе. По-настоящему существуют именно виды, а не вы! Вы – всего лишь случайные моменты их бытия. Ваше время ничтожно, ваша судьба ничтожна, ваше бытие ничтожно!
– Однако есть в нас нечто, возвышающее нас, превращающее нашу мимолетную жизнь в служение вечному. Это наш поиск истины, это созданные нами заповеди добра и справедливости, это наша способность к созерцанию красоты, это наша способность к любви и состраданию. Ими оправдываются страдания нашей жизни, трагедия нашей судьбы.
– Пустота! Тщета! Суета сует! Ценности ваши ничего не стоят для жизни. Жизнь вне добра и зла! Жизнь вне истины и лжи. Жизнь в своем движении и развитии никогда не соблюдала морали. Жизнь всегда поступала безнравственно, потому побеждала, жизнь всегда поступала несправедливо, потому продолжала и умножала себя. Суть жизни в самой жизни. Жизнь существует ради жизни. Высшие ценности для жизни – полнота жизни, сохранность жизни, утверждение жизни, продолжение жизни, размножение жизни. Заповеди, привнесенные в жизнь извне, навязанные ей со стороны, ограничивают жизнь, сдерживают жизнь, вредят жизни.
– Разве не мы в иерархии биологических видов занимаем самую высшую ступень на Земле? Разве не мы – цель и смысл бытия?
– Нет! Не вы! Таракан как форма и идея жизни более совершенен, ибо более устойчив к глобальным изменениям в природе и космосе. Вас очень скоро не будет! Он же останется.
– А наши технические достижения? Наши научные открытия? Наши духовные прозрения? Неужели ими не оправдывается наше существование в твоих глазах?
– Для жизни они не имеют значения, ибо с их помощью невозможно сохранить жизнь хотя бы на миллиард лет. Маленький клещ долговечнее вас! Он жил за миллионы лет до вас и будет жить миллионы лет после вашего исчезновения.
– Но тогда какая форма жизни наиболее совершенна, наиболее ценна для тебя?
– Самая устойчивая, самая неприхотливая, самая пластичная, самая распространенная, самая разнообразная.
– Бактерии?
– Бактерии!
– Но это же самые примитивные существа!
– С точки зрения жизни – самые совершенные, ибо не боятся экстремальных значений и могут приспособиться к самым неблагоприятным условиям. Им не страшны космические катастрофы, космические срывы, слепые всплески материи. Истинная жизнь – это жизнь в форме бактерий. Все виды на Земле – лишь ее разнообразные модификации, ведущие борьбу за выживание со слепыми стихиями космоса. Вы – одна из таких модификаций, отклонившаяся от цели, зашедшая в своем развитии в тупик.
– Бактерии лишены разума и духа!
– Я их Разум, Я их Дух, Я их Воля, Я их Сущность, Я их Сердце, Я их Память, Я их Мудрость, Я их Жизнь!
– Но есть еще и Бог – Творец Вселенной. Он – создатель всего, в том числе и тебя. Как ты относишься к Нему? Считаешь ли Его своим Отцом?
Великий Разум Жизни не стал отвечать на мой последний вопрос и отказался от продолжения разговора. Почему? Не знаю. Странно, но это молчание Безликой Структуры стало для меня некоторым утешением и даже надеждой. Духовно раздавленный и опустошенный, духовно сломленный и уничтоженный я зашел сегодня вечером в православный храм и произнес в нем несколько заученных в детстве молитв.

Объединяющее начало

Еду в троллейбусе. Ни о чем не думаю. Заходят два студента нашего университета. Беседуют на самые сложные философские темы. Невольно подслушал их разговор.
– Хочешь, предложу очень простое и понятное доказательство бытия Бога?
– Сомневаюсь в возможности чего-то подобного.
– Итак, этот мир, безусловно, есть единая, взаимосвязанная, целостная система, которая гармонично развивается по рационально постижимым законам, на основе рационально постижимых констант.
– Ну, допустим.
– Чтобы система была таковой, должно существовать некое начало, связывающее ее части в одно органическое целое, задающее ему перспективу и сценарий развития. В противном случае мир бы просто распался, рассыпался.
– Неплохо! Полагаю, что с этим можно согласиться.
Студенты быстро сменили тему. Я же в вечном разговоре с самим собой позволил себе усомниться.
«Здесь доказана лишь необходимость объединяющего начала. Философы чаще всего на этом и останавливаются. Но является ли это начало Богом? Можно ли к нему обратиться с молитвой? Способно ли оно любить и прощать? Осознает ли оно то, что осуществляет? Готово ли пожертвовать собой во имя нас? А ведь только это делает Бога истинным Богом».

Подмена

Поиск Бога может стать для нас важнее самого Бога, может подменить собой Бога. И тогда нам будет интересен наш поиск, а не объект поиска. Не осуществили ли мы уже эту подмену?

День рождения на философском факультете

– Надеюсь, ты не забыл о Федотове?
– Помню, конечно.
– И что же ты помнишь?
– Георгий Федотов удивлялся интеллектуалам Древней Руси. Даже те из них, кто хорошо владели греческим, не только не проявляли интереса к Античности, но и не занимались в рамках сложившейся православной культуры богословием и мистическими созерцаниями. Русский философ об этом сожалеет. И напрасно! Что должно волновать христианина прежде всего? «Ищите Царствия Божия, - говорит Спаситель, - все остальное (философия, богословие, мистика, литература, наука, искусство) приложится». Как же достичь Царствия Божьего? Надо просто реализовать в жизни нормы Нагорной проповеди, то есть жить в истине, делать добро, любить и прощать, вести духовную брань с бесовскими помыслами. Именно это пытались осуществить великие русские подвижники и святые. Именно поэтому у них и не было интеллектуального интереса к тому, что в духовном смысле относительно, что с онтологической точки зрения не абсолютно. Поражает, однако другое: Почему русские интеллектуалы XX века не понимали самой сути христианства и тайно завидовали философскому разнообразию средневекового Запада?
– Наших интеллектуалов огорчало еще и то, что Откровение Древняя Русь получила в готовых переводах кирилло-мефодиевской традиции, а не через трудную работу изучения языка-посредника, как на Западе. У нас таким языком, видимо, был бы древнегреческий.
– Божественное Откровение тогда бы стало достоянием узкой группы священников и монахов, а не широкой массы простых людей.
– Да, действительно, сущность христианского учения, вся палитра смыслов христианской литургии для большинства были бы закрыты.
– Как закрыты они были для простых людей до двенадцатого века на Западе. И здесь вся проблема упирается в вопрос: что важнее – культурные ценности, через которые усваивается Откровение, или само Откровение?
– Можно этот вопрос поставить еще острее: что мы должны выбрать – мудрый разум мира сего, комментирующий Слово Божие, или само Слово Божие?
– Древняя Русь выбрала Слово Божие.
– А Запад?
– А Запад и Византия выбрали интерпретации Слова Божьего разумом мира сего. В Византии через философскую систему Плотина и Прокла (Ареопагитики), на Западе через философскую систему Аристотеля (Философ – Комментатор).
– Но, может быть, мы не правы! Может быть, нельзя противопоставлять человеческую мудрость и Божественное Откровение?
– Тогда почему Сам Христос открывается не греческим философам и не еврейским богословам, а простым галилейским рыбарям?
– Философы и богословы не приняли бы Его. Более того, именно они Его распяли: эллинистическая философия в лице Понтия Пилата и еврейское богословие в лице первосвященников.
– Древняя Русь напоминает нам наивного, бесхитростного простеца, не искушенного в богословии и философии. Она принимает в свое сердце самого Христа, Сына Божьего, а не созданные людьми христианское богословие, христианскую мистику, христианскую философию.
– И вот теперь скажи мне, коллега, зачем мы с тобой все это проговорили?
– Не понял! Ты же сам спросил о Федотове!
– О каком Федотове я тебя спросил?
– О русском историке и философе Георгии Петровиче Федотове!
– Нет! Я тебя спросил об Алексее Федотове – нашем с тобой однокурснике. У него сегодня день рождения. И он нас с тобой приглашает…

Последнее слово

В этом мире невозможно сказать последнее слово о Боге и о самом себе.

Бесы

– Смотри, если истина есть, она не может быть непостижимой, ибо не может быть замкнута в себе.
– Эту мысль можно развить: если истина постижима, она выразима в языке с помощью слов и понятий.
– Есть нечто более удивительное: если истина выразима, она уже присутствует в языке в скрытом виде.
– Самое потрясающее в том, что слова, выражающие истину, ты каждый день используешь в том или ином разговоре.
– Нет, самое потрясающее в том, что иногда ты говоришь эту истину, но не осознаешь, что это истина, не понимаешь, что тебе открылась вся суть бытия…

Замолчите! Перестаньте болтать! Оставьте в покое мою душу! Отправляйтесь в стадо свиней! Все ваши суждения – пустота и обман! Истина не набор определений, формул, принципов, правил, законов. Истина вообще не текст, не сообщение, не информация. Истина – Живая Личность, Живой Творец мира, распятый нами на кресте, верящий в нас, любящий нас, прощающий нас, обещающий нам вечность!

Заговор молчания

Об этом почему-то не говорят историки! Иван III создавал из разрозненных русских княжеств новое православное царство не для земных задач, не для материальных целей. Со страхом и трепетом он готовился встретить 1492 год. Именно на этот год по константинопольской эре выпадала седьмая тысяча лет от сотворения мира и должен был произойти «конец света». Исторический смысл освобожденной России заключался в том, чтобы подготовить «сакральное место» для второго пришествия Христа. Третий Рим должен был соединиться с Небесным Воинством и вступить в бой с Антихристом. Уровень ответственности перед Богом здесь запредельный. Наша культура до сих пор живет этим смыслом, до сих пор черпает из него силы для борьбы.

Существует ли мир

Наука никогда не сможет доказать, что этот мир существует, так как в своем опыте она всегда имеет дело лишь с частью сущего, а не с целым. Однако человеку для того, чтобы быть человеком, необходимо переживание целого.

Размышлять о Боге

Имеет смысл размышлять о Боге, даже если Бог отвернулся от нас, даже если мы решили, что Бога нет, даже если Бога, действительно, нет.

Алексей Иванов



Tags: Иванов, рассказ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 75
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments