matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Последний из могикан


Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.

Н. Тихонов

5 октября исполняется 98 лет со дня рождения Заслуженного артиста РСФСР и Украины Дупака Николая Лукьяновича, советского и российского актера театра и кино, театрального режиссера и директора, фронтовика, инвалида Великой Отечественной войны.

В послужном списке Николая Лукьяновича 93 театральных и 79 киноролей, десятки поставленных спектаклей. Особенно он запомнился многим как талантливый руководитель прославленного Театра на Таганке. Именно Дупак придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру. Именно при нём Таганка стала театральной легендой всего Советского Союза. Да он и сам человек-легенда, «последний из могикан»! Представитель могучего поколения, родившегося ещё до образования СССР, созидавшего и отстоявшего великую страну, которой сегодня, к сожалению, уже нет.


Несмотря на свой значительный возраст и тяжелые ранения, он сохраняет удивительную силу и энергичность, память и жизнерадостность. Активно участвует в общественной ветеранской работе, ежедневно сам водит автомобиль. Своей живучей крепостью, силой и красотой он похож на мощный и стройный дуб, посаженный им лично полвека назад перед входом в новое здание театра на Таганке.

Родился Дупак и рос на Донбассе, пережил репрессии и голод 30-ых. Рано начал трудиться, заниматься в школьной и районной художественной самодеятельности. В 1936 году был приглашен в Таганрогский драмтеатр. Через год поступил в Ростовское театральное училище и театр Ю.А. Завадского, в котором играли Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов и другие знаменитости. Дружил и жил в одной комнате с Сергеем Бондарчуком. Весной 1941 года он успешно прошел пробы и снимался в главной роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» у А.П. Довженко, мэтра отечественного кино.

В начале войны Дупак вместе с Довженко, Борисом Андреевым, Петром Алейниковым вступил в ополчение. Потом по ускоренной программе с отличием закончил Новочеркасское кавалерийское училище. Участвовал в обороне Москвы, в боях на других фронтах. Прошёл боевой путь от курсанта до командира гвардейского кавалерийского эскадрона.

Неоднократно отмеченный поощрениями командования, награжденный за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного знамени, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степеней и медалями, он был в боях трижды тяжело ранен и контужен, потерял слух, почти не говорил. Несмотря на инвалидность и увольнение из армии он не смирился с положением калеки. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Что позволило ему вернуться в актёрскую профессию.

Его воспоминания о войне в основном тяжелые и гнетущие. Как сказал поэт Кульчицкий: «Война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа». Она незаживающая рана в сердце каждого фронтовика. Прошедшие войну по-особому ценят мир и дорожат им. Эту истину Дупак познал в полной мере и считает «худой мир лучше доброй ссоры».

C 1943 по 1963 год служил ведущим актёром и режиссёром театра им. Станиславского. В последний год даже руководил им, будучи давно секретарем парткома и замещая умершего директора. С коллегами сложились замечательные отношения, особенно дружил с Глебовым, Весником, Урбанским, Леоновым.

В 1963 году Дупак был назначен директором Московского театра драмы и комедии, куда позже он пригласил Юрия Любимова. Вместе им удалось сделать Таганку самым популярным театром страны. Николай Лукьянович талантливо и умело руководил театром, организовывал строительство и ремонт, зарубежные и союзные гастроли, несмотря на многочисленные бюрократические и идеологические препоны, грамотно выстраивал репертуар. Подбирал и приглашал актёров и художников, выбивал им квартиры и дачи. Большой удачей считает приход в театр Владимира Высоцкого. И вообще Таганка может похвастаться большим звездным составом, где органично и ярко блистали Губенко, Калягин, Демидова, Филатов, Хмельницкий, Золотухин, Смехов, Любшин, Пороховщиков, Филиппенко и другие талантливые актеры. Дупак повсеместно старался создавать актерам такие условия для работы и отдыха, чтобы они могли целиком сосредоточиться на творчестве и раскрыть полностью свои таланты и умения.

Николай Лукьянович тепло вспоминает о Высоцком, как замечательном и чутком человеке с великим поэтическим даром и огромной работоспособностью. Умеющем дружить и ценить дружбу. Настоящих друзей у него было немного. Среди них Всеволод Абдулов, Валерий Золотухин, Вадим Туманов, Станислав Говорухин, Михаил Шемякин. «Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Нередко помогал мне с бесконечными стройками и ремонтами - это словами не передать. Один его концерт открывал десятки дверей».

Сколько порогов и кабинетов обивал сам Дупак, хлопотал, выпрашивал, добивался. И появлялись стройматериалы и конструкции, строители и техника, мебель и оборудование. Фактически был главным и непосредственным организатором и руководителем, автором и вдохновителем проектирования и строительства большого театрального комплекса на Таганке, отмеченного в конце 80-ых годов Государственной премией СССР.

Параллельно с работой в театрах Дупак, несмотря на раны, снялся в 79 фильмах. Дружил с Григорием Чухраем, Станиславом Ростоцким, космонавтом Георгием Гречко. Проработал директором и актером театра на Таганке до 1990 года. Лишь на 500 дней уходил в 1977-1978 годах директором театра на Малой Бронной (ушёл из-за Любимова, стремяшегося стать не только худруком, но и директором театра; вернулся по убедительной просьбе последнего и труппы театра). Однако за этот год с небольшим сумел сделать много полезного и важного для театра на Малой Бронной: построить малую сцену для Михаила Казакова, сделать ремонт основных помещений, выбить квартиры нуждающимся актёрам (Далю, Броневому, Петренко и др.).

"Дупак - просто святой человек, нет таких больше и не будет, кто слово дурное скажет о нем - пойти и морду набить подлецу", - объяснял народный артист СССР Лев Дуров. А вот Александр Пороховщиков как-то обосновал подробнее: "Любимов - гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак! Да и на Таганку привел его Дупак, - просто посмотрел "Добрый человек из Сезуана" - и нашел в себе твердость начальству сказать: "Любимов!" Мог бы сказать Фоменко, кстати… Когда он на год на Малую Бронную ушел - Таганка едва не накрылась медным тазом, - одни проваленные парижские гастроли чего стоили, после чего Любимов зачем-то Демичеву министру культуры нахамил, - испугался и написал покаянное письмо Брежневу, тот и распорядился "Любимову помочь, Дупака вернуть!" Любимова таганский народ боялся, Дупака уважал!"

Гениальный актер и видный театральный деятель Александр Калягин, который очень болезненно и нынче вспоминает тему своего ухода с Таганки, когда начинал свой проект театра «Et Cetera» звал Дупака к себе, несмотря на солидный возраст, но тот помогал просто без должностей, и позже нынешний Председатель Союза театральных деятелей сказал: «Это тот человек, про которого можно сказать, что он способен сделать любое дело, за которое бы не брался: есть Дупак - есть театр. Он прекрасный актер и себе бы мог выписать любое звание, организовать квартиру, машину, - но почему-то это постоянно делал для других!»

Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко, долго бывший членом худсовета театра на Таганке отмечал: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделен щедро. Любить актеров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт – это тоже талант. Причем талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака – явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства». Таким наследием надо дорожить!

Много лет работал народным депутатом, в Советском фонде мира. Во время подготовки и проведения Олимпиады-80 активно работал в её оргкомитете, отвечая за работу с иностранными делегациями в рамках культурно-развлекательных мероприятий в столице. 25 июля 1980 года, в самый разгар главного мирового спортивного форума, неожиданно умер Владимир Высоцкий и Николай Лукьянович руководил организацией и проведением похорон «Пушкина ХХ века». Выбил, подключив связи и авторитет, престижное место на Ваганьковском кладбище, организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого.

За труды и заслуги награжден орденами Дружбы народов, «За мужество», многими медалями. Удостоен почетных званий «Заслуженный артист РСФСР» и «Заслуженный артист Украины».

В 1990-2000-е гг. был главным режиссёром-консультантом Московского объединения «Музеон», советником гендиректора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. В 2001 году был Почётным гостем и членом жюри XIII Международного театрального фестиваля в Каире (Египет). В 2017 году стал лауреатом национальной премии Благотворительного фонда «Артист» «Признание». В созвездии Весов есть планета, названная именем Николая Дупака.

Николай Лукьянович тяжело переживает распад Советского Союза, считая его самой большой геополитической катастрофой прошлого века. Отмечает, что порушены не только промышленность и сельское хозяйство, здравоохранение и образование, но и общественные идеалы. Обеспокоен ростом цен на продукты и лекарства, уровнем преступности и коррупции. Крайне возмущен расширением зон платных парковок, заполонивших Москву. Острой болью в его сердце и горестными размышлениями отзывается ситуация, связанная с разделом родного театра на Таганке, произошедшим четверть века назад.

Особенно больно и горько ему из-за событий последних лет в родных Украине и Донбассе. Он не может поверить в то, что Украина, более всех пострадавшая от фашизма и националистов, сегодня скатилась к оголтелому нацизму и бандеровщине.

Говоря о современной России, ветеран-фронтовик отмечает, что в обществе отчетливо прослеживается девальвация социальных ценностей и острый дефицит справедливости. На фоне общего падения нравов и снижения социальной ответственности государства и бизнеса. Культура финансируется по остаточному принципу. Цены билетов на спектакли и концерты нередко заоблачные. Прошли те времена, когда билет на аншлаговый спектакль в Таганке стоил всего 1 рубль. Исчезли из репертуаров театров многие старые постановки, так полюбившиеся москвичам. Отечественные фильмы в кинотеатрах можно пересчитать по пальцам одной руки. Миллионные зарплаты в день некоторых чиновников и госслужащих удивляют и возмущают. В то же время не редкость, когда всем миром собирают на срочную операцию больному ребенку. Цинизм и беспринципность чиновников и олигархов поражает и возмущает. Как и бездействие правительства в решении многих насущных государственных проблем.

Однако Николай Лукьянович не унывает и надеется на лучшее, помня святую заповедь о том, что господь не посылает людям больше испытаний, чем они могут выдержать. Тем более, что на долю России и не такое выпадало. И он это знает отнюдь не понаслышке.











8.jpg





Tags: ВОВ, СССР, Украина, кинематограф, личность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 75
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment