matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Кесария Каппадокийская. Тайна Лунной Госпожи

Наиболее значимый сельджукский объект в Кайсери после Цитадели города - это грандиозный религиозный комплекс Хунат Хатун (Huand Hatun, Hunat Hatun, Hunad Mahperi Hatun), названный по имени своей основательницы, жены самого могущественно сельджукского султана - Ала ад-Дина Кей-Кубада I. В сущности, как звали эту женщину - большой вопрос, ибо Махпери Хатун (Мах-Пари-хатун, Госпожа Красавица Луна, Волшебная Луна, Лунная пери) это имя полученное женой султана после свадьбы, когда она стала первой "леди" султаната. Махпери имела византийское происхождение. При этом она видимо была этнической армянкой, но халкидонитского (православного) вероисповедания.

Это была выдающаяся женщина, ее биография во многом схожа с судьбой знаменитой Роксоланы, жены османского султана Сулеймана I. Но история Махпери Хатун намного хуже изучена, она была невероятно противоречивой личностью, тайна жизни которой достойна специального повествования. Исследователи оценивают биографию Волшебной Луны по-разному - от вполне заурядной жительницы султанского гарема до фигуры совершенно демонической, пишет maximus101.



Существует мнение, что Махпери могла быть "могильщиком" величия всего Сельджукского султаната. Жила эта женщина в роковые для малоазийской империи годы, когда монголы сокрушили государство сельджукских султанов. Махпери обвиняют в убийстве ее великого мужа Аладдина Кейкубада (султана отравили на пиру в 1237 году). После смерти Кейкубада султаном стал ее сын - Гийас ад-Дин Кей-Хосров II, произошло это в обход воли отца. Кейкубад желал видеть на троне своего младшего сына от другой жены, египетской принцессы. Тем самым он видимо подписал себе смертный приговор.

И хотя организатором убийства султана считают всесильного эмира Саад ад-Дина Кёпека, тень Лунной госпожи зловеще маячит во всей этой истории. Ведь главной выгодополучательницей от восшествия на престол Кей-Хосрова была именно Махпери - всесильная мать султана. Буквально сразу после смерти Аладдина Кейкубада в 1237 году началось строительство ее религиозного (и погребального) комплекса в Кайсери. А в 1243 году огромная сельджукская армия была полностью разгромлена небольшим отрядом монголов. Кей-Хосров хорошо пил вино на пирах, но оказался абсолютно никудышным полководцем. Государство Сельджукидов Рума попало в вассальную зависимость от Монгольской империи, и авторитет сельджукских султанов полностью подорвался. Румский султанат развалился на десятки небольших владений (бейликов) и перестал существовать.




Что было бы, если султан Аладдин Кейкубад остался бы в живых, сказать сложно. Но можно предположить, что великий воитель и строитель оказал бы более активное сопротивление монгольским захватчикам. Почти все крепости сельджуков в Малой Азии построил именно он, также как крепостные стены в Конье, Кайсери и Сивасе. Кейкубад начал готовиться к отражению натиска монголов за десятки лет до их пришествия в Малую Азию. Это был невероятно дальновидный и очень образованный правитель (его также считали астрологом и поэтом). Возможно, Аладдин Кейкубад смог бы сохранить свою династию, и будущая Османская империя была бы не "османской", а "сельджукской".

Портал медресе Хуанд Мехпери Хатун. За более чем 700 лет культурный слой здесь нарос на метр, поэтому медресе кажется утопленным в землю.



После отравления султана цепь убийств продолжилась. В Анкаре была задушена Малика Адилийя, аюбидская (египетская) принцесса - вторая жена султана Аладдина Кейкубада, убиты были также все ее сыновья. Впоследствии, дочери Малики Адилийи возвели ей каменный мавзолей на отшибе - окраине Кайсери в 6 км к северу от Старого города. В то время как погребальный комплекс Махпери Хатун был построен в 100 метрах от Цитадели, и по размерам он, надо сказать, буквально чуть-чуть уступал самой крепости Кайсери.

Каждый последующий правитель города мог лицезреть со стен цитадели все величие творения "Чистоты мира и религии" (Сафват аль-Дунья ва'л-Дин), это был официальный титул матери султана - Махпери Хатун. Что интересно, титул Волшебной Луны был ниже, чем у ее соперниц - второй и третьей жен султана. Их обеих величали «Добродетель (непорочность) мира и религии» (Исмат аль-Дунья ва'л-Дин), это стандартный титул для членов царских династий в исламском мире. Ибо вторая жена Кейкубада была египетской принцессой, а третья вообще его двоюродной сестрой. Махпери были только "Чистотой", а не "Добродетелью", ибо происходила не из царского рода.



Вход в медресе Хуанд Хатун. Напротив, видны стены Цитадели Кайсери, о которой я писал ранее.


Махпери была дочерью Кира Варда - владетеля крепости Калонорос (ныне это знаменитая туристическая Аланья). О крепости Аланьи я когда-то писал. Калонорос был взят штурмом войсками Аладдина Кейкубада в 1221 году. Его хозяин отдал дочь в жены султану сельджуков, за это он даже получил имение в городе Акшехир. Вард - армянское имя, титулом Кир называли владетеля, хозяина какой-то местности. Во время штурма 1221 года Калонорос принадлежал государству киликийских армян, за несколько десятков лет до этого Киликийская Армения отобрала эту крепость у Византии. Т.е. ранее Кир Вард считался византийцем, но скорее всего армянского происхождения. Азиз Астарабади, историк конца XIV в., писал о Махпери, что она «по происхождению византийка». Ее дядей был владелец замка Алара (Аларахан), что рядом с Аланьей. Я когда-то с величайшим трудом забрался на эту замковую гору.





Армянский историк Смбат Спарапет писал о Кире Варде и будущей жене султана. Он дает важное уточнение, что Махпери так и осталась христианкой будучи женой и матерью сельджукских султанов. Про то, что она не "жила с султаном", он естественно придумал, иначе откуда взялся бы будущий наследник престола)

Смбат Спарапет

Летопись


Князь Кир Вард — владетель Калонороса, Айжутапа, св. Софии и Наглона.
Умер султан Изз-ед-дин и наследником его стал брат Ала-ед-дин, человек мудрый и сведущий в астрономических науках. Собрав много войска среди христиан и турок, он опять отнял у внука Атома Кир-Варда замок Колонорос и взял его дочь себе в жены, против ее воли, но так как она была христианкой, то не жила с ним.




В 1243 г., в период войны с монголами, Махпери вместе с семьей ее сына Кей-Хосрова - женой султана грузинской принцессой Гюрджи Хатун и его дочерью, отправилась к своим родственникам, на территорию Киликийской Армении. Видимо, Лунная госпожа решила, что Сельджукский султанат уже обречен, а ее армянская родня поможет спасти семью султана. Что лишний раз доказывает, что Махпери была по происхождению именно армянкой, а не гречанкой (такая версия тоже существует). Но она просчиталась, армянский царь Хетум I выдал всю семью Кей-Хосрова монголам, так как Киликийская Армения сразу при появлении новой силы в Передней Азии начала сотрудничать с монгольскими ханами.

Ибн Биби

Сельджук-наме


«[армяне] задержали мать и дочь султана и не позволили ей пройти в мусульманские земли; в конце концов, их выдали монголам».

Как сложилась жизнь Махпери Хатун дальше неизвестно. По некоторым источникам она смогла вернуться из монгольского плена в свой султанат. Дата смерти Волшебной Луны также отсутствует. Осмотр ее гробницы никакой информации не дал. Турецкие исследователи порой называют ее могилу кенотафом. Проблема в том, что под надгробиями в мавзолее Махпери Хатун так и не был найден сам склеп. Но об этом чуть ниже.

Махпери Хатун в турецком сериале "Воскресший Эртогрул".


Внутренний двор медресе Хуанд Хатун. Медресе имеет классический облик - внутренний двор в окружении небольших комнат-келий за аркадами. Сейчас в медресе Хунат Хатун располагается культурный центр и небольшой кафетерий.


Комплекс Махпери Хатун включал в себя четыре независимых строения - самое древнее, бани, потом было возведено медресе, затем мечеть и самым последним - мавзолей основательницы всего комплекса. Началом строительства считается 1237-1238 гг, дата 1237 год присутствует в надписи на стене комплекса, вторая и последняя дата выбита на надгробии внучки Махпери - Сельджуки Хатун - это 1284 год. Стало быть в интервале 1237 - 1284 гг. был возведен весь комплекс.

Огромный айван медресе.




Но есть проблема, которую обозначил выдающийся турецкий археолог Халюк Карамагаралы. Он предположил существование пятого строения на месте комплекса Хуанд Хатун. Это сооружение полностью исчезло при сельджукском строительстве, но возможно один элемент этого строения сосуществовал какое-то время вместе с медресе Махпери Хатун.

Карамагалары предположил, что это сооружение относилось к византийской эпохе, а строение рядом с медресе выполняло функции баптистерия или мартирия. И именно на месте этой небольшой постройки был возведен мавзолей основательницы комплекса. Т.е. до строительства мавзолея его функции могло выполнять это неизвестное византийское строение, непосредственно входившее в комплекс Хуанд Хатун.



Закономерно возникает вопрос - зачем нужно было использовать какое-то старое византийское строение, тем более перегруженное специфичными христианскими смыслами. Ведь мартирий - это всегда могила какого-то христианского святого. Функционально данное строение не могло служить ни мечетью, ни медресе. Единственным объяснением существования мартирия в исламском комплексе может быть только почитание христианского святого местными мусульманами и (или) пожелание основателя включить его в состав исламских строений.

Здесь мы тут же вспоминаем, что Махпери считали христианкой, и в сущности, вообще неизвестно сменила ли она свою религию. Некоторые исследователи предполагают, что Волшебная Луна приняла ислам начав свое богоугодное строительство. Но никаких фактов подтверждающих это предположение нет. Напротив, есть свидетельства того, что Махпери или продолжала пребывать в лоне христианского вероучения при возведении мечетей и медресе, или она имела двойную религиозную идентичность, т.е. была мусульманкой и христианкой одновременно.



Специфичность веры Волшебной Луны отображают ее эпитеты из надписей на стенах мечети.
Надпись на западном портале комплекса Хуанд Хатун:
«Строительство этой благословенной мечети было заказано во времена величайшего султана Гияcа аль-Дунья ва'л-Дина, отца завоеваний, Кейхосрова, сына Кайкубада, его матерью, «Великой царицей», «Мудрой», «Аскетичной», «Чистотой мира и религии», «Творящей добрые дела» - пусть Бог увековечит тени ее великолепия и приумножит ее силу - в 635 год (1238)» .

Резной портал мечети Хунат Хатун. Предполагается, что мечеть была возведена несколько позже медресе, но раньше мавзолея, чья коническая крыша виднеется слева от портала.



Надпись на надгробии Махпери.
Это гробница Госпожи, Сокрытой, Удачливой, Счастливой, Мученицы (аш-Шахида), Аскетичной, Послушной, Целомудренной, Справедливой, «Царицы всех женщин мира», Добродетельной и Чистой, «Марии ее дней», «Хадиджи ее времени», Обладательницы знания, «Чистоты мира и религии» Махпери Хатун, матери умершего мученика султана, Гияс аль-Дунья ва-Дин Кейхосрова, сына Кейкубада. Пусть Бог помилует их, аминь.

Особенно интересны два титула с надгробия Махпери - «Мария ее дней», «Хадиджа ее времени». Здесь ее сравнивают с Девой Марией и Хадиджей - первой женой пророка Мухаммеда. «Мария ее дней» - невероятно редкий титул (хотя Дева Марьям хорошо известна в исламе), который может свидетельствовать о том, что усопшая имела какое-то особенное отношение к христианству.

Ниже на фото, мавзолей Махпери Хатун. Его можно увидеть только через большие окна в мечети, но попасть внутрь мавзолея можно только через проход из медресе, которое мы осматривали ранее. Я этого нюанса не знал, так как не имел плана всего комплекса. В связи с этим внутрь попасть так и не смог. Махпери Хатун даже здесь проявила свою таинственность.

Кстати, справа, за мавзолеем видны камни какой-то разрушенной стены. Возможно, что это именно то, о чем писал Халюк Карамагаралы - это следы древней византийской постройки, на месте которой был возведен мавзолей Махпери Хатун.



Мавзолей сохранил великолепную резьбу по камню. По роскошности внешнего убранства почти всегда можно догадаться кому принадлежит гробница - женщине или мужчине. Мужские мавзолеи сельджуков почти всегда лишены обильного резного декора, они аскетичные и суровые. Если мавзолей весь разукрашен узорами, значит наверняка он женский. Что мы здесь и наблюдаем.



Внутри мавзолея находятся три надгробия - внизу на фото, на переднем плане, кенотаф Волшебной Луны, надпись с него я привел выше. Надгробие Махпери - это вторично использованная крышка от позднеримского саркофага, украшенная арабской вязью. В этом вторичном использовании некоторые турецкие исследователи пытаются видеть особый смысл. В Амасье я видел целый римский саркофаг в мавзолее одного из полководцев династии Данишмендов, из которого сделали такое же надгробие. Интересно, что этот представитель элиты государства Данишмендидов тоже скорее всего был этническим армянином.

Кроме Мехпери здесь находится кенотаф Сельджуки Хатун - внучки султанши. И еще какая-то неизвестная гробница. Пока никто не смог доказать существование самих захоронений под ними. Как правило, сельджукские мавзолеи состояли из двух помещений - зала с надгробиями и ниже него самого склепа, он всегда имел отдельный вход. В мавзолее Махпери такого отдельного входа в склеп нет, и никто не стал разбирать пол сооружения, чтобы выяснить, что там внизу. Возможно, что умершие были погребены непосредственно в земле под мавзолеем.

Надгробия в мавзолее Мехпери. Фото из интернета.


Мавзолей Махпери Хатун стоит в углу небольшого двора внутри мечети. Рядом с ним можно увидеть еще несколько неизвестных захоронений.


Усыпальница имеет удивительный постамент из резного мрамора, по моему, такого роскошного оформления больше нет ни у одного сельджукского мавзолея. Слева, виден еще один участок стены с отбитой облицовкой. Что это такое непонятно, может быть это следы воздействия каких-то мародеров, а может быть, это еще один фрагмент старого византийского строения.


Сама мечеть из комплекса Махпери близка по архитектуре к гипостильным мечетям Данишмендидов. В Кайсери самое известное строение этой династии - Улу-Джами (Большая мечеть), мы осматривали ее ранее. Мечеть Махпери также как и Улу-Джами не имеет обширного внутреннего двора. Почти вся ее площадь закрыта крышей.


В центре мечети оставалось небольшое открытое пространство, сейчас оно перекрыто куполом, но он поздний - не старше 19 века. Существовал ли купол в мечети раньше неизвестно.


Османский купол 19 века в мечети Мехпери Хатун.


Восточный портал мечети Махпери.


Интересно, что минарет мечети был также возведен только в конце 19 века. Но вот справа от минарета можно увидеть древнейшее строение комплекса - это бани Хунат Хатун, чем-то похожие на бомбоубежище. Бани изначально представляли собой весьма приземистую постройку. Со временем, они ушли под землю еще глубже. К сожалению, посетить их мне не удалось, меня смутила информация о том, что они все еще функционирующие. Невероятно, но бани используются по своему назначению уже 800 лет! Это даже как-то плохо укладывается в голове. Хаммам Махпери был украшен внутри характерными для сельджуков изразцами. Не знаю, демонтировали их или нет, некоторые образцы подобных изразцов я видел в музее Сельджукского искусства в Кайсери.







Tags: Турция, история, путешествия, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 18:05 60
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment