matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Category:

Удивительная история

Алёна Ульянихина

Несколько раз в год сую нос в историю мест, с которыми связано детство. Высоко-Литовск, Брест, Высокое, Каменец и т.п. Сегодня так обнаружила художника с необычной судьбой. Под впечатлением. Юзеф Харитон. В историю он попал благодаря тому, что накануне Второй мировой войны жил в Высоком (в связи с Харитоном чаще упоминается как Высоко-Литовск). Крошечный городок с очень древней и бурной историей, легко объясняющейся его местоположением.
После Первой мировой перед Второй Высоко-Литовск в очередной раз входил в состав Польши. Городское большинство в это время составляли, скорее всего, евреи. Когда в 1938 году Сталин распорядился передать из Ленинграда Польше останки последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, жителю Высокого Юзефу Харитону заказали отделку крипты для захоронения на территории костела Святой Троицы в Волчине (родовое поместье Понятовских, недалеко от Высокого).

Художественного образования у Харитона не было. Общая школа, немного гимназии, капельку вольнослушательства. Остальное – врожденный дар. С национальностью не понятно. В биографии указано, что его предки были выходцами из Голландии. В довоенные годы он жил в Высоком, занимался фотографией и рисовал. Во время войны окна его дома выходили на то место, где немцы круглосуточно расправлялись с евреями и цыганами. Этот ужас происходил за окном от Харитона.

1

К рисованию он вернулся в начале 50-х. Главными героями его творчества стали представители самых гонимых немцами наций – евреи и цыгане. Свою миссию он видел в том, чтобы донести до людей информацию о Холокосте и тех людях, от которых для родных не осталось даже фотографий. Считал, что его творчество станет источником такой информации. Он рисовал свои воспоминания. Просто память. В любое время, в любом месте. Как только всплывал образ, хватался за карандаш. Самыми частыми гостями в его доме стали евреи, покидавшие Польшу навсегда. Чтобы увезти вместе с собой часть родного места и всего, что с ним связано, они приходили к Харитону и увозили от него с собой по всему миру его рисунки. Сегодня никто не может сказать, сколько точно работ оставил после себя Юзеф Харитон, потому что неизвестно, сколько точно семей и людей уехало с ними из Польши.

Ну, а с королем Станиславом Августом все оказалось и дальше непросто. Его останки еще долго не находили покоя сами и не давали покоя живым. Несмотря на особую секретность, с которой планировалось провести его перезахоронение в 38-ом, практически все население Волчина оказалось в нем задействовано. По окончании войны начались попытки растащить содержимое усыпальницы, за что несколько местных жителей подверглись наказанию, а два советских пограничника лишились должности. Закрытие костела тоже не помогло. В конце 40-х гроб Станислава оказался совсем разграблен. Усугубляли ситуацию многочисленные слухи и легенды. Два подростка признались, что играли черепом короля в футбол. Но, пожалуй, всех переплюнул один местный житель, который сначала в анонимках, потом «в прямом эфире» объявлял, что давно перезахоронил короля в безопасном месте. Последний раз он сообщил об этом группе польских историков в 90-х., приехавших в Беларусь искать прах монарха. По другим версиям, человек, тайно перезахоронивший короля, уехал в Казахстан.


2

3

В любом случае, известно точно одно – последнему польскому королю так и не удалось оказаться похороненным в Польше. Это факт. В 40-х Волчин, Высокое и Высоко-Литовск отошли СССР и оказались отгорожены от Польши государственной границей. В 1988 году очередное польское правительство сделало очередную попытку вернуть прах последнего короля на родину, обратившись с соответствующей просьбой к М. Горбачеву. Но получили лишь то, что обнаружилось на месте захоронения – фрагменты одежды и обуви короля. Само тело короля так и не нашлось.

4

Художник Юзеф Харитон вошел в польскую историю, наверное, прежде всего как оформитель его последнего пристанища. Во всяком случае, в Польше была издана книга, посвященная этим событиям и этой его роли. Сам же Харитон, судя по его творчеству, связал себя с евреями, цыганами и теми событиями, за окном от которых оказался в начале 40-х. При том, что после войны и до конца жизни жил в Белостоке, его творчество свидетельствует, что головой и сердцем Харитон так и остался в Высоком и начале 40-х.

5

6

7

8

9



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Richard Elliot - Europa

  • Уотерс о "гуманитарных кризисах"

    Все по делу. Точно также США поступают в отношении блокады Венесуэлы и КНДР, сопровождая эту политику крокодиловыми слезами о том, как они хотят…

  • Авиановости

    На МАКС-2021 показали образец сверхзвукового пассажирского самолёта «Стриж». Предполагается, что «Стриж» будет иметь…

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 95
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments