matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Category:

Какими были советские утренники

Мы взрослеем и умнеем, одно событие сменяет другое, карусель жизни вращается все быстрее и быстрее. И лишь в преддверии Нового года, прикоснувшись к хрупким елочным игрушкам и вдохнув терпкий запах хвои, мы на миг останавливаемся и возвращаемся в свое детство. А там: молодые мама и папа, смешные стеклянные зверушки и переливающиеся шары, аромат мандаринов, орехи и конфеты, подарки, суета на кухне.


В каждом из нас живет маленькая девочка-снежинка или милый мальчик-зайчик. Чем ближе праздник, тем ярче воспоминания о самых радостных и счастливых моментах жизни…


В конце декабря во всех детских садах проходили новогодние утренники.




Современные мамы-папы не задумываются над тем, где взять наряд для малыша: в магазинах можно купить готовые яркие костюмы мишек, лисичек, волшебных гномов, Бэтмена, Человека-паука, Гарри Поттера и других любимых детских персонажей. В конце концов, костюмы можно взять напрокат.

О таком сказочном великолепии наши родители могли только мечтать, ведь им приходилось делать новогодние костюмы самим из подручных, порой самых невероятных материалов.

Были эти костюмы незатейливые, такие смешные и милые. В ход шли марля, вата, занавески, поролон, битые елочные игрушки, бусинки, мишура и другие, очень важные мелочи, которые собирались в отдельную коробочку на протяжении всего года. Подготовка к утреннику необыкновенно сплачивала всю семью на несколько вечеров и создавала предпраздничное настроение.


Это был целый ритуал: мама выкраивала из накрахмаленной марли пышный подъюбник для костюма снежинки и пришивала мишуру к нарядному платью, папа мастерил “хрустальные туфельки” из чешек и корону из картона. С “зайчиками” было проще: к темным шортикам пришивался меховой хвостик, а ушки крепились на картонный обруч. Более “продвинутые ухи” выкраивались из ткани, туда набивалась вата и ставилась проволока для стойкости. И все – зайчик готов, их на каждом новогоднем утреннике в детском саду было много-много.


Надо сказать, что новогодние утренники вообще не отличались разнообразием ролей.

Девочки практически все были снежинками и сказочными принцессами, младшие мальчики – зайчиками, постарше – Петрушками или хлопушками. И это не потому, что с фантазией у наших родителей было не очень; ну какая маленькая девочка не хочет быть красавицей-принцессой или искрящейся снежинкой?


С какой гордостью мы вышагивали к елке и, волнуясь, читали заученные стихи детсадовским Деду Морозу и Снегурочке, загадывали желание и фотографировались рядом с ними. Роли последних, кстати, долгое время играли завхозы, дворники, бухгалтеры и повара; позже стали приглашать артистов и массовиков-затейников. Помните гениальную фразу Огурцова из “Карнавальной ночи”: “Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе!”


К слову, в СССР утренники для детей стали проводиться лишь с 1935 года, после того как 28 декабря газета “Правда” опубликовала заметку кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павла Постышева “Давайте организуем детям хорошую елку”. “В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как “левые” загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею”, – писал коммунист. Он предложил “положить конец неправильному осуждению елки” и призвал комсомольцев и пионер-работников организовать коллективные елки для детей рабочих и крестьян. “Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек”, – писала газета.


Предложение было принято к действию молниеносно, ведь оно было озвучено главным органом ВКП (б): все, что публиковалось в “Правде”, воспринималось соответственно названию газеты, то есть это было руководством к действию. Всего за четыре дня по всей стране были организованы елочные празднества, в магазинах появились “расширенные ассортименты елочных украшений”.


Долгие годы советские новогодние утренники носили идеологический характер, сценарии утверждались “специалистами различных уровней”. Представления обязательно строились на классовой борьбе – герои в костюмах красноармейцев и ударников труда обязательно побеждали многочисленных врагов из капиталистического мира.



Позже, в 50-60-е годы прошлого столетия, новогодняя атрибутика носила “кукурузный” характер: швейной промышленностью массово выпускались новогодние костюмы “царицы полей”, а на елках красовались яркие стеклянные кукурузки.



Детям же идеологическая подоплека была неинтересна, они искренне радовались елке, водили хоровод, читали стихи, пели песни и получали из рук Деда Мороза подарок.

Подарки получали все советские дети без исключения.
(via)



Tags: Новый год, СССР, дети, детство, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 18:05 60
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment