matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Пиратство в Аденском заливе

Звено в геополитической игре

"Наше представление, что сомалийские пираты – это вконец обедневшие люди, которые на фоне непрекращающейся гражданской войны и фактического распада государства взяли в руки старые "калаши" китайского производства, чтобы как-то прокормить свои семьи, верно лишь очень частично.



Громом среди ясного неба прозвучал недавний доклад, представленный Всемирным банком, ООН и Интерполом, который свидетельствует о том, что сомалийские пираты за последние десять лет стали влиятельной международной корпорацией. Доклад является лишним подтверждением тому, что искать причину пиратства только в социальных причинах и внутренних проблемах Сомали – глубокое заблуждение.

Сегодня сомалийское пиратство является хорошо организованным и отлаженным бизнесом с бенефициарами на Западе. В пользу этого утверждения говорят установленные факты международного транзита некоторых категорий грузов, бесследно исчезающих с судов в водах Аденского залива, а также транзита денежных средств, поступающих в качестве выкупа за захваченные пиратами огромные морские суда с остродефицитными грузами, и за членов судовых команд.

По данным международных экспертов, сомалийские пираты и их коллеги с Африканского Рога получили за последние семь лет около 400 миллионов долларов. Впрочем, некоторые специалисты отмечают, что говорить в этом случае о конкретных суммах было бы слишком самонадеянно. Говорит председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков:

"Эта цифра является оценочной. Она никем не подтверждена и подтверждена быть не может. Потому что информация такого рода поступает от самих пиратов. Для них получаемые суммы — повод для гордости. На самом деле проверить их сложно. Как правило, судовладельцы скрывают истинные размеры выкупов. Потому что не хотят провоцировать других пиратов на увеличение сумм выкупов. Говорить можно о ста миллионах, о сорока, о четырехстах, и даже о миллиарде. Какая бы сумма ни была, львиная доля уходит к истинным организаторам, которые стоят за спиной небольших пиратских группировок".

Эксперты говорят, что деньги за выкуп судов, грузов и заложников в пиратских операциях всегда получает третья сторона-нерезидент. Эти люди живут на Западе и являются респектабельными бизнесменами. Какая-то часть денег поступает самим пиратам. Но какая и поступает ли вообще – неизвестно. Не исключено, полагает доктор политических наук Андрей Манойло, что им платят из других фондов, а "выкупные" деньги в реальности имеют иное целевое назначение и иных адресатов.

Если бы пираты преследовали лишь цели собственного обогащения или финансирования какой-либо из сторон гражданской войны, то ситуация в Сомали уже давно должна была кардинальным образом измениться (не важно, в какую сторону). Однако этого не происходит. Следовательно, добытые ресурсы уходят из страны.

На это обращает внимание эксперт по полуострову Африканский Рог и Африканскому континенту Мохамед Саид. По его мнению, 70 % всех денег остаётся в Лондоне. Остальные 30 % отправляют в Дубай, а оттуда уже в Сомали, куда доходит лишь 10 % от первоначальной суммы. Так что сами пираты колоссальных прибылей не получают. Деньги оседают на Западе в сфере банковского дела, безопасности и страхования, считает Мохамед Саид:

"Доходы в сферах безопасности и страхования увеличились в три раза за последние пять лет в связи с пиратством на Африканском Роге. И это далеко не совпадение. Всего пару лет назад пираты получали около $6 миллиардов. Теперь эта сумма составляет $400 миллионов. Цифры существенно разнятся, и мы не знаем, какая из них отражает действительность. Но одно мы знаем наверняка – жители Сомали этих денег не получают. Эти деньги оказываются в руках неизвестных преступников, но уж никак не сомалийских общин.

По оценкам Всемирного банка, пиратство обходится мировой экономике в 18 миллиардов долларов в год с постоянно увеличивающимися торговыми издержками. При этом финансирование пиратских налетов остается вполне доступным: самые простые стоят несколько сотен долларов, а большие экспедиции с участием нескольких судов обойдутся где-то в 30-40 тысяч.

Как отмечают эксперты, типичная пиратская операция имеет от трех до пяти инвесторов. Причем финансисты находятся в центре сети пиратства. Забирая в среднем около половины общего выкупа, они являются основными бенефициарами этой деятельности. А что касается самих исполнителей, то они часто довольствуются тем, что найдут на корабле. Говорит руководитель Центра морского права, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Василий Гуцуляк:

"Как правило, основная добыча – это каюта капитана и капитанский сейф с валютой. А что касается дохода, то он идет за счет выкупа наличными через посредников. На дальнейшее расширение преступной деятельности. В первую очередь на закупку современного оружия. Потом на закупку быстроходных катеров и на другие нужды"
Есть даже мнение, что сомалийские пираты целенаправленно охотятся за крупными партиями оружия и военной техники, выполняя чей-то заказ. Вопрос – чей. И ясно, что этот кто-то дает пиратам наводки, какое судно грабить, а к какому лучше не подступаться.

Доктор политических наук Андрей Манойло вспоминает историю захваченного пиратами украинского транспорта "Фаина". В его трюмах находились танки и зенитные комплексы. Ни один пропавший танк не был затем использован сомалийскими полевыми командирами в боевых столкновениях с соперниками. Следовательно, все вооружение было переправлено другим потребителям за пределы страны, причем переправлено организованно.

Такое положение дел позволяет предполагать, что Аденский залив является важным звеном в большой геополитической игре, а само пиратство – оригинальная операция прикрытия, обеспечивающая почти идеальную легенду для подковерных сделок сильных мира сего, в том числе как одну из схем финансирования международного терроризма.
По крайней мере некоторые из пиратских главарей связаны тесными узами с местными ячейками "Аль-Каиды" и другими джихадистскими организациями." Сергей Дузь

Subscribe
promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 68
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments