matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Доклад: Угроза внешней политики Белоруссии интересам Российской Федерации


Доклад
Председателя
БРОО «Харьковское Землячество
«Харьковская Слобода»
Лукьянова Алексея Александровича
на международной конференции
«Россия в глобальной геополитике. Евразийский Союз и постсоветское пространство»
13 октября 2017 года

Руководство Белоруссии характеризует свою внешнюю политику, как сбалансированную и многовекторную форму сотрудничества со всеми своими ближними и дальними соседями. Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 177 государствами мира и на сегодняшний день представлена загранучреждениями в 59 государствах. В 2014 году открыты посольства страны в Австралии, Катаре, Монголии, Пакистане, Эквадоре, а также генеральное консульство в Милане (Италия), в 2016 году — в Грузии и Испании, в полном объеме возобновлена деятельность посольства в Швеции.

С 2014 года значительно активизировались контакты Республики Беларусь со странами Европейского Союза. На повестке дня стали вопросы по упрощению визовых процедур и реадмиссии, развитию сотрудничества в рамках программы «Восточного Партнерства» (ВП), трансграничного сотрудничества ЕС «Литва-Латвия-Беларусь», «Польша-Украина-Беларусь» и «Регион Балтийского моря», а также целый ряд межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Помимо активизации внешней политики на европейском направлении, Беларусь активизировала контакты со странами Африки, Латинской Америки, странами Азии (прежде всего, с Китаем).


Активизация внешней политики Белоруссии с 2014 года обусловлена несколькими факторами:

1. Резким ухудшением экономической ситуации в стране.

Двукратное падение цен на нефть, резкое снижение экспорта продукции в страны СНГ с 21,1 млрд долларов (из них в Россию – 15,18 млрд) за 2014 год до 14,64 млрд (из них в Россию – 10,95 млрд) за 2016 (падение на 44%), вне СНГ – с 14,97 млрд до 8,88 млрд, падение ВВП на 38% в 2016 году, девальвация белорусского рубля привели к существенной внутренней социально-экономической дестабилизации. Потеряв значительную долю российского рынка, правительство Белоруссии определило стратегию развития альтернативных рынков в странах Азии, ЕС и Африки.

2. Кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

События на Украине руководство Белоруссии оценило для себя, как угрозу собственной территориальной целостности, опасаясь повторения крымского сценария в пророссийских областях Белоруссии и развития русской ирреденты на своей территории. Украинский кризис стал катализатором для развития политики белорусского национализма и социально-культурного обособления от России, оформившейся в правительственных кругах Беларуси еще в начале двухтысячных годов.

3. Конкуренция белорусских и российских олигархических кругов.

Белорусское правительство на протяжении многих лет старается не допустить крупный российский капитал к совместному управлению белорусскими предприятиями, созданию новых совместных производств, таких как КамАЗ-МАЗ или Уралкалий и Беларуськалий.

4. Нефтегазовый конфликт между Россией и Беларусью.

Разночтения в определении стоимости цены на газ привели к глубокому российско-белорусскому политическому кризису. Беларусь, испытывая серьезные экономические проблемы, отказывалась признавать свой долг за газ перед Россией в полном объеме, требуя пересмотреть формулу расчета цены и таким образом снизить сумму долга.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко находится в сложном положении, так как он с одной стороны пытается сохранить имидж и признаки социального государства, с другой – экономика Белоруссии не может обеспечить такое устройство в условиях развития мирового экономического кризиса. Экономика Белоруссии глубоко интегрирована в экономику России, Россия – ключевой торговый партнер, кредитор и поставщик энергоресурсов в страну. Руководство Белоруссии всячески пытается не допустить политико-экономическое поглощение Россией и максимально сохранить свой суверенитет. Созданное Россией и Белоруссией Союзное Государство и дальнейшая взаимная интеграция столкнулись с кризисом внутреннего управления из-за разности в подходах при формировании руководящих органов Союзного Государства. Президент России Владимир Путин предложил учитывать экономический вес и численность населения участников при формировании органов управления, с чем категорически не согласился Александр Лукашенко.

На фоне развития мирового экономического кризиса, прежде всего, снижения темпов экономического роста ведущих экономик мира, в странах ЕАЭС остро стал вопрос обеспечения сбыта своей продукции, что способствует развитию торгового протекционизма и конкуренции за кредитные ресурсы. Беларусь, оказавшись в глубоком экономическом кризисе, вынуждена выбирать либо передать часть своего суверенитета России, например через передачу 50% доли Белтрансгаза Газпрому, как это было оговорено Россией и Белоруссией еще в 2002 году в обмен на эксклюзивно низкие цены на российские энергоносители, или искать альтернативные рынки сбыта, поставщиков сырья и кредиторов. Президент Лукашенко выбрал второй вариант, а украинский кризис стал для него способом налаживания отношений с Западом для формирования противовеса в отношениях с Россией.

На сегодняшний день для белорусского правительства одной из ключевых задач является снижение уровня зависимости от России, в данном случае интересы США и ЕС совпадают с интересами Лукашенко. Переломным годом в отношениях Белоруссии и Запада стал 2015й год. В этом году состоялись выборы президента Белоруссии, белорусская оппозиция даже при поддержке Запада оказалась неспособной ни к победе на выборах, ни к осуществлению майдана. Стало очевидно, что Лукашенко останется на своем посту, как минимум еще на один срок и договариваться придется именно с ним. Минск стал посредником между Россией и Западом для урегулирования украинского кризиса, такая роль позволила Лукашенко создать дополнительную платформу для налаживания отношений между Белоруссией и ЕС. В результате в октябре 2015 года ЕС приостановил действие ограничительных мер и санкций в отношении Беларуси, резко возросла интенсивность и уровень политических контактов Белоруссия-ЕС.

На сегодняшний день Республика Беларусь становится активным участником программы ЕС «Восточное Партнерство+», под кураторством ЕС устанавливаются отношения с открыто-русофобскими правительствами Литвы, Латвии, Польши, Молдовы. Интенсивно развивается взаимодействие с Германией на различных уровнях. В рамках многосторонних мероприятий в течение 2016 года состоялось три встречи министров иностранных дел двух стран. Впервые реализован визит официальной делегации Германско-Белорусской парламентской группы в Беларусь. Проведено заседание Белорусско-Германской рабочей группы по торговле и инвестициям и целый ряд совместных мероприятий экономической, культурной и гуманитарной направленности.

Правительство Белоруссии рассчитывает получить доступ к рынкам и кредитам финансовых институтов ЕС, США и Китая для поддержания своей экономики, в обмен на это ЕС требует реформировать экономику Белоруссии, снизить роль государства в управлении белорусскими предприятиями, допустить европейский капитал для полной или частичной приватизации, позволить открыто работать западным НКО.

Важно отметить, что в августе 2017 года государственный долг Республики Беларусь достиг рекордного значения – 39,773 млрд долларов или 40% от ВВП, при этом с января 2016 по 1 сентября 2017 года ключевыми кредиторами остаются Евразийский фонд стабилизации и развития – 1,4 млрд долларов, правительство и банки Российской Федерации – 900 млн долларов, банки КНР – 636 млн долларов, МБРР – 242 млн долларов, ЕБРР и СИБ – 5,4 млн долларов. Таким образом, Россия до сих пор остается основным и главным кредитором белорусской экономики, реальной поддержки от стран Запада Беларусь пока так и не получила. В 2018 году Белоруссии предстоит погасить 3,7 млрд долларов долга, который преимущественно принадлежит России. Белорусское правительство, пытаясь снизить кредитную зависимость от России, в 2017 году вышло на международный рынок ценных бумаг и выпустило облигации на сумму 1,4 млрд долларов. Данное решение принципиально не изменило ситуацию, но обозначило новую тенденцию.

Аналогичная ситуация сохраняется и во внешней торговле Белоруссии. Экспорт в Российскую Федерацию с января по июль 2017 года составил 45% от общего экспорта или 7,22 млрд долларов, в то время, как экспорт в страны ЕС – лишь 26%. При этом важно отметить, что темпы роста белорусского экспорта в РФ после падения 2014 года превышают темпы роста в страны ЕС в 1,5 раза. Похоже, что торговля с Китаем также не смогла стать существенной альтернативой для российского рынка, за 2016 год и первое полугодие 2017 совокупной экспорт Белоруссии составил лишь 635 млн долларов. Также не менее важно отметить, что в страны ЕС Белоруссия продает в основном сырьевую группу товаров, в то время, как в Россию – автомобильную и станкостроительную продукцию, а также нефтепродукты.

Можно с уверенностью утверждать, что правительству Белоруссии за последние годы не удалось существенно снизить экономическую зависимость от Российской Федерации, наоборот – объемы торговли последние 2 года только растут. Но если взять более долгий период времени, то уровень торговой зависимости за последние 15 лет с 2004 года снизился с 53% до 45%.

Отношения между ЕС и Белоруссией сегодня носят больше характер постоянного дипломатического торга, в котором страны Запада выдвигают ряд условий Белоруссии, которые Лукашенко пока не стремится выполнять. Огромное количество дипломатических контактов пока не привели к реальному полноценному экономическому или политическому сотрудничеству. Страны Запада, также находясь в экономическом кризисе, не собираются открывать свои рынки для белорусских товаров, доступ к кредитным линиям будет предоставлен только в случае выполнения политических условий, а именно либерализация общественно-политического поля, снижение уровня цензуры, допуск западных НКО к работе в Беларуси.

Руководство Белоруссии сделало некоторое послабление для общественных организаций. Существенно активизировали свою работу НКО, ориентированные на социально-культурные проекты и дискуссионные политологические площадки. Наиболее активную работу в Белоруссии ведут Германия и США через Польшу, страны Балтии и официальные структуры ЕС.

Стратегическая задача США – создать антироссийский пояс вокруг России. В Европе сегодня оформляется Балто-черноморский блок, в который должны войти Латвия, Литва, Эстония, Польша, Украина, Молдавия, Румыния и Белоруссия. Данное образование должно стать санитарным кордоном между Россией и Европой и максимально усложнить какое-либо экономическое сотрудничество между ними.

Для решения этой задачи Агентство США по международному развитию (USAID) финансирует польские и прибалтийские НКО, которые в свою очередь проводят работу по пяти основным направлениям:

  1. Поддержка прозападной оппозиции с целью проведения ее во власть путем выборов или осуществления неконституционного переворота.

  2. Навязывание белорусскому обществу западных ценностей и формирование у граждан республики позитивного образа стран Запада.

  3. Формирование негативного образа России, как среди обывателей, так и в экспертно-политической среде.

  4. Вовлечение политической и экономической элиты Беларуси в сферу западного влияния.

  5. Выращивание нового политического и административного класса, который должен сменить действующий, имеющий общее советское прошлое с Россией.



Германия решает схожие задачи, но при этом старается сформировать для себя торговые преференции и способы обхода наложенных на Россию санкций.

Для того, чтобы провести дезинтеграцию белорусской экономики из российской без резкого обвала необходимо вложить или предоставить рынки для реализации продукции на 3-5 млрд долларов ежегодно, при этом имея риск того, что на определенном этапе правительство Белоруссии все равно вернется в пророссийское поле. Оценивая данные риски, Запад предпочитает вести планомерную работу через инструменты мягкой силы, постепенно меняя отношение белорусских граждан к России и переориентируя их на Запад, способствуя продвижению и занятию руководящих постов в административных органах Белоруссии прозападных либерально-ориентированных белорусов, прошедших обучение, дискуссионные площадки и мероприятия организованные западными НКО. По мере того, как будет ухудшаться экономическая ситуация в Белоруссии Лукашенко будет поставлен перед выбором: или проводить требуемые Западом реформы, или идти в сторону более глубокой интеграции с Россией.

Понимая вероятную неизбежность своего сохранения в экономической орбите России Лукашенко либо сам, либо при сотрудничестве с западными структурами инициирует социально-культурное обособление от России, что выражается в поощрении национализма, поддержке белорусского языка и альтернативной трактовки истории, где Белорусское княжество становится не менее значимым, чем Киевское или Московское. В разработке научных обоснований таких теорий и методик активно принимают участие такие немецкие НКО, как Фонд имени Конрада Аденауэра и Фонд имени Маршалла. ЕС максимально поддерживает инициативы Белоруссии разработки уникального отличного от России социально-культурного имиджа.

Не менее активное участие принимают польские НКО и научно-исследовательские институты, такие как фонд «Свобода и демократия», Фонд имени Казимира Пулаского, фонд «Образование для демократии», Институт славистики Польской академии наук, Центр социально-экономических исследований, Польский институт международных отношений, Центр изучения Восточной Европы Варшавского Университета. Данные организации занимаются активной поддержкой белорусской оппозиции и СМИ, развитием критического отношения к белорусскому правительству, привлечением на обучение белорусских студентов, развитием программы «Карта поляка» и прочее. Для того, чтобы можно было в полной мере описать весь инструментарий мягкой силы стран Запада необходимо делать отдельный подробный доклад.

Сегодняшняя внешняя политика и стратегия Белоруссии, ориентированная на снижение экономической зависимости от России, пока не дала необходимого результата, но правительство республики продолжает работу в этом направлении. Из наиболее значимых успехов можно отметить установление партнерских отношений с Венесуэлой. Беларусь в 2018 году собирается построить 4 нефтеперерабатывающих завода и передать технологии добычи нефти, которые позволили бы увеличить добычу в Венесуэле с текущих 800 тысяч тонн до 2-3х млн тонн в будущем. Также Белоруссия уже построила в Венесуэле четыре крупных совместных завода, в том числе самый крупный в Латинской и Центральной Америке завод по производству керамических блоков, заводы по сборке тракторов с ежегодной мощностью 10 тыс. единиц, 5 тыс автомобилей МАЗ, 3 тыс единиц дорожной и коммунальной техники. В свою очередь Венесуэла организует в Белоруссию поставки нефти, горячебрекетированного железа и алюминия, что в свою очередь сократит российский импорт. Беларусь формирует свою торгово-производственную базу в Латинской Америке, через которую постарается решить для себя одну из важнейших задач – выход на новые рынки сбыта, если не напрямую, то через совместные предприятия с партнерами, а также обеспечить поступление валюты в страну для обслуживания внушительного внешнего долга, номинированного в основном в долларах. Несмотря на это вероятность того, что Белоруссия в ближайшие годы сможет существенно снизить свою зависимость от России предельно мала, но при этом общая динамика развития экономики будет именно такая.

Лукашенко пытается выторговать у Запада торговые и кредитные преференции за роль дипломатического посредника при этом, не принимая условия Запада по глубокому социально-политическому реформированию Белоруссии. Недавняя инициатива Лукашенко организовать встречу Папы Римского и Патриарха Кирилла в Минске – это очередной проект по позиционированию себя в качестве партнера по налаживанию контактов с Россией и попытка выторговать дополнительные преференции, как у России, так и у стран Запада.

Западные партнеры России, понимая неготовность Лукашенко к радикальным изменениям, пока не стремятся оказывать реальную поддержку Белоруссии. Проводится множество переговоров и встреч на самом высоком уровне, но пока они не привели к какому-либо существенному результату. При текущей политике Лукашенко Запад ориентирован на то, чтобы подготовить удобного для них сменщика Лукашенко, создать новый более прозападный класс политиков, экспертов и государственных деятелей, которые бы воспринимали Россию, как угрозу национальной безопасности Белоруссии и при этом достаточно положительно относились к Европе. В данном вопросе политика Лукашенко и Запада совпадают и это является ключевой и основной угрозой безопасности Российской Федерации, так как она ведет к ухудшению отношения белорусов к России, и развитию белорусского национализма.

Вероятно, активная фаза радикальной смены вектора Белоруссии с российского на западный запланирована к 2025 году, когда Россия столкнется с кризисом передачи власти и при этом уровень дезинтеграции российской и белорусской экономик будет достаточным. Также в этот период в странах ЕАЭС произойдет окончательная смена поколения управленцев-выходцев из Советского Союза.

Алексей Лукьянов
Источник


Tags: Белоруссия, Запад, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 18:05 58
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments