matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Что делать?

Просматривая газету «Аргументы и факты» нашел очень интересное интервью, которое дал газете Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН. Приведу несколько самых интересных моментов.

«Корреспондент: Давно говорят: надо слезать с нефтяной иглы. А как это сделать, понимание есть?

— Понимание-то есть. Больше того, есть убеждённость в том, что страна должна выйти на устойчивый экономический рост и преодолеть примитивную структуру экономики и экспорта. Расхождения начинаются при выборе способов решения этой задачи. Здесь спорят две школы мышления. Одна, которую принято называть либеральной, считает, что нужно усовершенствовать условия ведения бизнеса. Понизить налоги, уменьшить админист-ративную нагрузку, обеспечить гарантии частной собственности, независимость судов. Плюс провести структурные реформы в образовании, здравоохранении, культуре, науке. Реформы эти, по сути, сводятся к тому, чтобы человек сам за всё платил от роддома до могилы. Яркий представитель этой школы — Алексей Кудрин, который сейчас готовит подробную программу.

Но установка исключительно на частный бизнес, и это признают сами сторонники такого подхода, не поможет экономике сделать резкий рывок. Если она и будет расти, то крайне низкими темпами — не больше 1% в год. Понимаю озабоченность нашего президента, поставившего правительству задачу обеспечить скорость экономического роста выше мирового показателя (ныне это 3%).Мы в Институте экономики придерживаемся другого подхода. Полностью согласны, что нужно создавать условия для ведения бизнеса, но этого недостаточно. У нас в стране пока нет бизнеса, который вытащил бы страну из трясины застоя. Это под силу только государственным инвестициям. Прежде всего — в инфраструктуру и мегапроекты. Надо строить порты, туннели, сеть автодорог и высокоскоростных железных дорог. Заниматься именно инфраструктурными проектами нужно ещё и потому, что за последнюю четверть века мы сильно отстали по потребительским готовым изделиям. Очень трудно конкурировать, например, с Китаем. А в строительстве инфраструктуры конкуренции нет».

Я разделяю мнение Института экономики РАН, но считаю, что такой бизнес есть и хочу предложить Вам этот мегапроект.


В России уникальная ситуация с газом. Газа у нас на 300 лет. Вот именно он должен стать основой энергетики России. И это получится, потому что появился новый продукт – сжиженный природный газ с уникальными свойствами и возможностями. При сжижении объем его уменьшается в 600 раз, а давление становится близким к атмосферному. Он взрывобезопасен и экологичен. И нет такой отрасли экономики, где бы он ни мог быть использован.

Давайте начнем с автомобильного транспорта. При использовании природного сжиженного газа в виде топлива экономия на одном грузовом автомобиле составляет до 1000 рублей в день, а на легковом до 500 рублей. В стране 5 млн. грузовых автомобилей. Если эту цифру разделить пополам (не каждый заправляется ежедневно, и многие не выезжают), и 2,5 млн. умножить на 1000, то в день получается 2,5 млрд. рублей. Слышите, в день! Легкового транспорта – 40 млн. Ополовиним по тем же соображениям и получим 20 млн. Умножая на 500, получаем 10 млрд. рублей в день. И эти цифры год от года будут расти. Но самое важное в том, что эти деньги пойдут тем, кто эксплуатирует эту технику, как экономия или как прибыль. А производители газа смогут значительно нарастить объемы производства. Кстати, газ стоит 13 рублей за литр, дизельное топливо -39, а бензины доползают до 40.

И скоростные железные дороги надо строить, используя природный сжиженный газ, как топливо. В Екатеринбурге уже ходит первый газотурбовоз с удивительными характеристиками, грузоподъемностью 16 000 тн, хотя обычный тепловоз не перевозит больше 5 000 – 6 000 тн. Использование такой техники предполагает отказ от дальнейшей электрификации железной дороги, потому что это гораздо дешевле (нет затрат на контактную сеть, опоры контактной сети, подстанции и затраты на постоянное их обслуживание). И дает возможность с гораздо меньшими затратами действовать в чрезвычайных ситуациях и во время военных действий. Всего три составляющих: железнодорожное полотно, рельсы и шпалы. Кстати, железная дорога потребляет 7% электроэнергии от объемов потребления всей страны, что можно будет вернуть в народное хозяйство.

Морской и речной транспорт. А тут и сам бог велел использовать только это топливо. Прикиньте, какие у страны морские и речные перевозки, и Вы поймете какие колоссальные возможности экономии у них, а значит и у всех нас. Потому что во всех видах перевозок заложены большие деньги на транспортные услуги.

Жилищно-комунальное хозяйство. Особый экономический эффект можно получить при использовании сжиженного природного газа в ЖКХ. Коммуникации в этой системе имеют износ до 70 % по всей стране. И только простая замена - это сотни миллиардов ежегодно. Как правило, коммунальные сети запитаны теплом и горячей водой на большие расстояния, а значит и большие потери при транспортировке. По этим же причинам сложно запустить систему тогда когда холодно и остановить в жару. Кроме того, котельные (мазутные и угольные) являются жутким загрязнителем атмосферы. Надо поступать так, как это делают сейчас в Китае. К зданиям ставят криогенные емкости с автономной котельной на крыше. Это будет дешевле, экологичнее и экономически выгодно на возведении, опрессовках. А если промежуточно поставить газовую турбину, то можно запитать эти здания электроэнергией, сэкономив попутно и на коммуникациях электросети.

Армия. Именно в армии должна проявиться инновационность сжиженного природного газа. Переход на газовые турбины в танкостроении, автомобилестроении, авиации и не только откроет новые перспективы в боевой подготовке, и в разы удешевит сам процесс обучения. Мы уже делали пересчет на автомобили, давайте прибавим к этому танки, бронемашины, машины обеспечения, тыловой транспорт и все это перейдет в потрясающую боеготовность.

Космос. Есть перспективы использовать сжиженный газ в космосе.

Сельское хозяйство. Использование этого топлива на комбайнах, тракторах, сельскохозяйственных автомобилях даст еще большую экономию, чем в автомобильном транспорте, потому что в сезон агрегаты работают сутками. Там только придется выстраивать логистику заправки этих машин так, чтобы было как можно меньше холостого пробега. А еще это не будет засорять поля вредными выбросами дизельного топлива и бензина.

Об экологии. Пожалуй, это одна из главнейших составляющих топлива. Бедные мы или богатые – мы все дышим одним воздухом. И мы в ответе за будущее поколение нашей страны. А такое топливо – самая главная профилактика от загрязнений, особенно автомобильным транспортом, выхлоп которого является самым большим загрязнителем природы. А также это большая экономия на рекреационных мероприятиях.

В настоящее время внутри страны сжиженный природный газ не используется практически ни в одной сфере. Если инфраструктура для развития есть, - это прежде всего дочерние предприятия Газпрома – Газпром газомоторное топливо практически во всех областях, но у них недостаточное финансирование для расширения этой работы и охвата всей территории страны.

Внедрение всего этого сделает нашу страну инновационной, с большим энергетическим потенциалом и неисчерпаемыми возможностями для развития.

Что же делать с нефтью? Во-первых, она будет не нужна еще не сегодня и не завтра. Но каждый день без перехода на газ – это потеря приоритетов нашей страны перед другими. В дальнейшем добычу нефти надо сокращать, потому что она будет «золотым запасом».

Масштабность этой задачи вызовет некоторые трудности. Нельзя заставить работать эту систему, допустим только в Уральском Федеральном округе. Аппаратура дорогая и поэтому ни кто не будет ее ставить, если нельзя выйти за границы округа. Чтобы система заработала надо начинать это делать по всей стране одновременно. И начинать надо с заправок на сжиженном газе, используя криогенные емкости с двумя заправочными узлами (один заправочный узел на КПГ, потому что такие машины уже есть и они начнут формировать окупаемость, а второй – на сжиженном газе, на перспективу). Кстати у такой заправки будет 4 класс опасности. Для таких заправок понадобятся криогенные газовозы, что в дальнейшем позволит заправлять инфраструктуры ЖКХ, сельского хозяйства и других видов транспорта.

Здесь надо использовать китайский опыт. Стоимость заправки с использованием газовой магистрали обойдется примерно в 200 млн. рублей и 1,5-2 года строительства. Китайский модуль с двумя заправочными узлами обойдется в 8 раз дешевле.

Его можно использовать на существующих бензиновых заправках, привез-поставил-запустил. А в дальнейшем создавать совместные предприятии (это своеобразное импортозамещение) и выпускать криогенные емкости, криогенное оборудование для всех видов транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и армии.

Кроме того это поможет создать несколько миллионов рабочих мест. В США в нефтяной отрасли работаю около 10 млн. человек, а в России только 900 тыс.

Мне удалось посчитать экономический эффект только на автомобильном транспорте страны. Самые большие возможности в системах ЖКХ. Это не только громадная экономия - это еще и большие социальные возможности (в стране больше всего жалоб на дороговизну ЖКХ). Морской, речной транспорт, сельское хозяйство, армия – здесь неограниченные возможности для развития этих отраслей и неисчерпаемые возможности для развития страны. Плюс при дешевом сырье прибыльными станут и другие производства.

Готов предложить наши наработки для выстраивания новой экономики на сжиженном природном газе.

СПГ - будущее мировой энергетики.

Михайлов В.Г.


Tags: экономика России, энергетика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 75
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments