matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Крупнейшая афера в истории

0

Мифическая страна

В октябре 1822 года Грегор МакГрегор – уроженец Шотландии – сделал поразительное заявление. По его словам, он был не только сыном местного банкира, но и "князем" земли Пояис, которая расположена вдоль Черной реки в Гондурасе.

Размерами чуть больше Уэльса, эта страна была настолько плодородной, что могла давать три урожая кукурузы в год. Вода в этой стране была такой чистой и освежающей, что могла бы утолить любую жажду. И как будто бы этого было недостаточно, в русле реки можно было найти золото. Деревья были полны фруктов, а лес кишел животными. Такая картина экзотической, райской новой жизни за рубежом составила контраст с дождливым климатом Шотландии и его каменистой почвой.

"Князь" МакГрегор утверждал, что единственное, чего не хватало Пояису – это инвесторов и поселенцев, которые были бы готовы развивать природные ресурсы и использовать их. В то время инвестиции в Центральную и Южную Америку были очень популярными, и Пояис оказался особенно привлекательным предложением.

1

В конце концов, Шотландия не имела собственных колоний. Поэтому новая земля воспринималась как уголок мира, который она могла использовать.

Но правда в том, что МакГрегор был мастерским продавцом – и если учитывать психологическую подоплеку этой аферы, неудивительно, что так много людей стали жертвами обмана.

2

Аспекты мотивации человека

Мошенники уже давно признали, что убеждения должны основываться на двух конкретных аспектах человеческой мотивации: то, что будет заставлять людей делать что-то, и инерция, которая помогает не останавливаться. В 2003 году два социальных психолога – Эрик Ноулз из Университета Арканзаса и Джей Линн из Университета Вайденера – сформировали эту идею, назвав ее «два типа тактики убеждения».

Первый тип – альфа – встречался гораздо чаще. Это повышенная привлекательность чего-либо. Второй тип – омега – снижение сопротивления. В первом случае аферист делает все возможное, чтобы показать свое предложение в более привлекательном свете. Он рассказывает предысторию: почему это такая замечательная возможность, почему именно вы идеально подходите, чтобы это сделать, кто сколько получит и тому подобные вещи. Во втором случае предложение нужно сделать так, чтобы окружающие не задумывались о том, почему вообще должны что-то делать и что они могут при этом потерять.

Модель убеждения «подход-уклонение»

Ученые назвали такую модель убеждения «подход-уклонение». Вы можете убедить человека в чем-то, если заставите его захотеть что-либо сделать и скроете причины, почему желать этого не стоит. По мнению психолога из Колумбийского университета Тори Хиггинса, люди, как правило, попадают под влияние какой-то одной мотивационной линии. Некоторые люди думают о возможных доходах, тогда как другие сосредоточены на том, чтобы избежать потери и ошибок. Подход, который объединяет альфа и омега, влияет на оба типа мышления, превращая убеждение во всеобщий призыв. МакГрегор использовал именно это мощное сочетание.

Как ее использовал МакГрегор

Он публиковал интервью в национальных газетах, например, рекламируя льготы, которые могут получить инвесторы или поселенцы Пояиса. Он подчеркивал храбрость и силу духа, которые необходимы для того, чтобы решиться на этот шаг. Но одновременно МакГрегор говорил, что для принятия такого решения нужно быть не просто умным, а настоящим мужчиной. Он обращал внимание, что шотландские горцы известны своей выносливостью и авантюрным духом. И Пояис должен быть стать испытанием, вызовом и подарком для них. Тем, кому нужны были доказательства, он предоставлял книгу о достоинствах небольшой островной страны, написанную Томасом Стренджвейсом (на самом деле, самим МакГрегором).

Его проспекты заманивали общественность мастерскими обещаниями, возможностями, а также упоминанием об ограниченности мест, создавая впечатление, что просто невозможно пройти мимо такого предложения. Такое мощное сочетание тактики убеждения альфа и омега может объяснить привлекательность идеи МакГрегора, однако он доработал свой подход и включил еще одну тактику, чтобы увеличить привлекательность идеи.

3

Принципы регулирования отношений

Психолог Роберт Чалдини, один из ведущих специалистов по убеждению, утверждает, что есть шесть принципов, которые регулируют наиболее убедительные отношения:

  • взаимность (я тебе, ты мне);

  • последовательность (я делаю то же самое сегодня, что и делал вчера);

  • социальная проверка (сделай это, я тебе поверю);

  • дружба или симпатия;

  • дефицит (действуй быстро, осталось очень мало, чтобы долго думать);

  • авторитет (я знаю, что говорю).


Что использовал МакГрегор

Давайте рассмотрим, как много из этих принципов использовал Мак-Грегор:

  1. Взаимность: вы инвестируете вместе со мной, и я даю вам возможность в жизни. При этом вряд ли кто-либо может предложить что-либо сопоставимое.

  2. Социальная проверка: вы станете лучшим из шотландцев, станете самым уважаемым человеком, первопроходцем и образцом для подражания.

  3. Дефицит: действовать нужно сейчас, поскольку остров небольшой, и земли всем не достанется. Если шотландцы не смогут помочь Пояису, это сделает кто-то другой, но сейчас у нации появился шанс достичь колониального величия.

  4. Авторитет: доктор Стренджвейс, безусловно, знает, о чем говорит. Если вы не доверяете мне, то, по крайней мере, доверьтесь ему. Хотя почему бы вам не довериться мне, в конце концов, меня публикуют в лучших газетах нашего времени.


Выгода мошенника и судьба колонизаторов

Тактика работала именно так, как и ожидалось. Она была очень успешной. Изначально МакГрегор заработал 200 тысяч английский фунтов наличными. Кроме того, он продал облигации инвесторам, стоимость которых в сегодняшнем эквиваленте составляет 3,6 млрд фунтов. Но также ему заплатили за семь кораблей самых нетерпеливых переселенцев, которые отправились через Атлантический океан. С сентября 1822 года по январь 1823 года первые два корабля отправились на мифическую землю, увозя с собой 250 переселенцев. Их настроение было приподнятым – в умении продавать МакГрегор не знал себе равных. Но когда они прибыли на место два месяца спустя, то обнаружили, что реальность была далека от той, что описывалась в привлекательных брошюрах МакГрегора. Там не было даже портов или строений. По сути, это был пустырь.

Поялиса никогда не существовало. Он был плодом воображения МакГрегора. Он отправил инвесторов и колонизаторов в пустынную часть Гондураса – и вскоре даже выносливые шотландцы начали умирать. Остальные поселенцы (только треть смогла выжить) были спасены проходившим мимо кораблем и доставлены в Белиз. Британский флот остановил остальные пять кораблей прежде, чем они достигли своей цели. МакГрегор бежал во Францию.

Новая попытка

4

Если он даже и раскаялся, то выбрал очень странный способ показать это: вскоре после прибытия во Францию он снова начал искать инвесторов и колонизаторов, которые захотели бы отправиться в Поялис. Его первоначальные инвестиции могли испариться, но мастерство и искусство убеждения остались прежними. В течение нескольких месяцев он набрал новую группу колонизаторов и инвесторов, готовых отправиться в путь. Однако Франция оказалась более жесткой в проверке документов, чем Англия. Когда правительство увидело целый поток заявок для посещения страны, о которой ранее никто не слышал, была создана комиссия для расследования этого дела. МакГрегора бросили в тюрьму. После быстрого возвращения в Эдинбург, он был вынужден бежать еще раз, опасаясь гнева владельцев облигаций, которые выступили в качестве инвесторов. Умер МакГрегор в 1845 году в Каракасе. По сей день земля, которую он выдавал за Поялис, остается бедной и неразвитой пустыней.





Tags: Гондурас, афера, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 18:05 63
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments