Что, собственно, стоит сказать про этот "автопром"?! Россия, как мы можем легко убедиться, никогда не славилась разнообразием автомобильной продукции, приходящейся на экспорт. Что ж, она никогда не славилась вообще таким видом товара! Действительно, за рубеж наши "телеги" не отправлялись, поскольку спрос на них был... его просто не было. В Европе было своих марок навалом, да и те, что были на ряд конкурентноспособней наших. Но и внутри страны распространения большого так называемые "новые технологии" не получили. Было от силы три завода на тот момент, производивших средства передвижения для народа: Руссо-Балт (Рига), завод Пузырёва, или РАЗИП (в Петербурге), а также специализировавшийся по большей части на авиационной технике самолетостроительный завод DUX ("Дукс") в Москве. На стоительство других автомобильных заводов уходило по десяткам лет, но построены они так и не были.
И теперь спрашивается, откуда браться автомобилям в России? Безусловно, львиная доля, восполняющая огромный недостаток в подобном товаре, приходилась на импорт из-за границы, в основном из Европы.
На некоторых фотографиях представленны иномарки тех годов с настоящей их стоимостью в рублях и в долларах. Но этого нам будет мало. Необходимо также знать средние заработные платы населения Царской России. Для начала, в 1910-х годах рабочий в промышленности получал порядка 450 рублей в год! Прилежный рабочий был рад работать аж за 700 рублей, в то время как в Германии представители тех же профессий получали 707 рублей в год. Слесари на крупных заводах получали в среднем 850-900 р/г (~70р/мес), а некоторые путиловские рабочие трудились за 1200 р/г! Ремонтники стрелок получали 720 р/г, обычные слесари - 480 р/г, кондуктора - порядка 530 р/г. Мастерам по ремонту трамвайных вагонов было не жалко заплатить даже 1100 р/г, мастерам по ночному осмотру - 1200 р/г, а ремонтникам моторов - до 900 р/г.
Здесь можно наглядно представить себе, каков был курс доллара в 1910 году:
На подиуме наконец первая модель, прибывшая в Россию из США. 890 долларов - впечатляет, но, как пишут авторы постера, еще никогда автомобиль не был построен таким же совершенным!
Это самые интересные постеры того времени с доступными русским автомобилями. Комментируйте, жмите на кнопочки и рассказывайте своим друзьям. Удачи всем!
Journal information