matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Далеко ли до Новосталинска?

Очень занимательное описание промышленного потенциала Южного Кузбасса 1947 года. Вернее, каким он представлялся журналисту "Советской Сибири" за семь лет до этого, в ноябре 1940 года.

Оригинал взят у dobrijhomjachok


"В честь наступающей тридцатой годовщины Великого Октября строители второй транссибирской железнодорожной магистрали преподнесли трудящимся страны Советов крупный подарок — несколько дней назад в гористой, труднодоступной местности, расположенной между Абаканом и Тайшетом, сомкнулись, наконец, рельсы последнего строительного участка. Десятитысячекилометровая стальная колея пролегла от запада Советского Союза до берегов Тихого океана. Уже прошли первые поезда по необычайному маршруту: Москва — Уфа — Магнитогорск — Акмолинск — Барнаул — Сталинск — Абакан — Тайшет — Брагское — Усть-Кут — Тихий океан. Экспресс «Люкс-2» промчался по бескрайним степям Поволжья. перевалил Южный Урал, пересек необъятные просторы солнечного Казахстана, Западной Сибири, горную цепь Абакана, хребты Арга, Яблоновый и прошел сквозь коридор, вырубленный в сибирской и дальневосточной дремучей тайге.
В окне вагона, словно в калейдоскопе, мелькали тучные колхозные поля, возникали индустриальные панорамы Магнитки и Сталинска, Барнаула и Абакана. Степи сменялись тайгой, равнины— горными кряжами. Дорога серпантином вилась по склонам гор, а местами проходила по темным нескончаемым тоннелям.
В красной Москве только-только кончалось лето, в Западной Сибири была в полном разгаре золотая осень, а за Тайшетом уже чувствовалось дыхание приближающейся суровой зимы.
Совсем недавно я проходил по Красной площади, мимо стен звездного Кремля. Потом любовался мощным морским прибоем Великого, но отнюдь не Тихого океана. Сейчас, после объезда новых городов и рабочих поселков Южного Кузбасса, я оказался в комфортабельной гостинице города Новосталинска. живописно расположившегося на берегу Томи, возле недавно возведенного второго металлургического красавца Западной Сибири.
Еще не успели изгладиться воспоминания о героических буднях строительства первого металлургического завода, на лесах которого было положено начало осуществления идеи великого Сталина о социалистической индустриализации Сибири, еще свеж был в памяти и 1940 год, когда правительственная комиссия только еще выбирала площадку для сооружения второго металлургического гиганта в Кузбассе.
С тех пор прошло больше семи лет. Много писалось в газетах и журналах о грандиозном промышленном строительстве Южного Кузбасса. Каждый год входили в строй новые заводы, электростанции, жилые дома. В земной толще закладывались новые угольные шахты, железные и марганцевые рудники, ширились щупальцы железных дорог. На новых, недавно еще необжитых, местах за это время возникли крупные города и рабочие поселки, Волей партии и усилиями народов страны Советов рожден в сказочно короткие сроки новый край, мощный индустриальный узел, играющий колоссальную роль в экономике Советского государства.
Южный Кузбасс, стоящий на пороге четвертого десятилетия советской власти, — это прежде всего четыре с лишним миллиона тонн чугуна, который ежегодно выплавляют семь мощных доменных печей двух металлургических гигантов; это почти пять миллионов тонн стали и огромное количество разнообразного проката. В одном только этом районе выплавляется металла больше, чем давала вся металлургия довоенной царской России. Южный Кузбасс — это крупные тепловые электростанции в Сталинске, Новосталинске, Прокопьевске, Осинниках, на рудниках, вырабатывающие вместо больше электроэнергии, чем все электростанции довоенной царской России.
Новые шахты, рудники и прииски, дающие стране ежегодно свыше 20 миллионов тонн каменного угля, 7 млн. тонн железной руды, почти миллион тонн марганца, большое количество полиметаллических руд и золота; сибирский алюминий, выплавленный на крупном заводе в Сталинске, качественные стали завода ферросплавов. — вот что такое Южный Кузбасс.
И, наконец, — это крупнейший центр машиностроения и химии. Десятки расположенных здесь предприятий вырабатывают ежегодно тысячи различных станков, котлы высокого давления, турбогенераторы, мощные локомотивы, вагоны, разнообразное заводское оборудование, металлоконструкции, огромное количество азотистых удобрений и целый ряд других изделий химической промышленности. Ежегодный выпуск валовой продукции Южного Кузбасса оценивается почти в полтора миллиарда рублей — столько давала вся вместе взятая промышленность Новосибирской области десять лет тому назад.
Продукция заводов и предприятий Южного Кузбасса грузится в вагоны, только что выпущенные здесь же из производства. Десятки составов ежедневно увозятся отсюда мощными паровозами, получившими путевку в жизнь на Новосталинском паровозостроительном заводе.
Две трети двухмиллионного населения этого края проживает в новых благоустроенных городах металлургов — Сталинске и Новосталинске; в городах угля — Прокопьевске, Осинниках, Киселевеке, Байдаевске; в городах рудокопов — Таштаголе, Ташелге, Мундыбаше, Радугине и в десятках рабочих поселков. Железные дороги Сталинск — Ташгагол, Сталинск — Абакан, Новосталинск — Киселевск, Уса — Радугин со множеством ответвлений к шахтам, рудникам, карьерам прорезают территорию района.
Вот что из себя представляет этот край, который по праву можно назвать и сибирской советской Швейцарией и сибирским советским Руром.
А давно ли здесь были деревни, покосы, пашни! Десять лет назад мне часто приходилось верхом на лошади ездить в деревню Антоново. По имени этой деревеньки когда-то называлась площадка, где сейчас выстроен город Новосталинск с двухсоттысячным населением и рядом крупнейших предприятий, Спускаясь в пойму реки, я отпускал обычно лошадь пощипать траву, а сам любовался просторами притомских лугов, смотрел, как работают трактористы на колхозных полях.
Сейчас ничего этого уже нет. Асфальтированное шоссе соединяет оба города. Мчатся грузовики, автобусы, легковые машины. Прокладываются трамвайные пути, которые еще теснее свяжут Сталинск с его младшим братом — новым городом металлургов. Антоновская площадка застроена заводами, жилыми зданиями, складскими помещениями. От недавней сельской идиллии не осталось и следа.
Основная водная артерия Южного Кузбасса — река Томь. Точно веером рассыпав свои многочисленные притоки по всей территории Горной Шории, она у Сталинска огибает горный кряж и делает крутой поворот на север. Если возле Сталинска перебраться на правый берег, проехать по шоссе мимо того места, где когда- то располагалась старинная крепость, и подняться дальше по хребту километра три— четыре, то перед вами откроется величественная панорама, позволяющая сразу почувствовать дыхание и жизнь главного индустриального центра Южного Кузбасса.
Отсюда извилистая Томь видна с трех сторон. Обратясь лицом к Сталинску, вы увидите налево корпуса и поселок крупного Абагурского лесокомбината. Мимо него по Горно-Шорской железной дороге неустанно движутся составы с железной рудой и лесом. Прямо перед вами — Сталинский металлургический гигант, заводы ферросплавов, алюминиевый, котлов высокого давления, мост через реку. Направо вырисовывается величественный силуэт второго металлургического завода, окруженного рядом других предприятий. В бинокль можно разглядеть фермы нового моста через Томь, по которому ежедневно отправляются длиннейшие составы с готовой продукцией предприятий Новосталинска. А сзади проходит подвесная железная дорога. Днем и ночью с Байдаевского рудника скользят по ней цепочкой вагонетки, наполненные каменным углем.
Эта картина особенно величественной кажется вечером, когда сгущаются сумерки. Стоишь как будто в центре огромного кольца, образованного огнями окружающих электростанций городов и рабочих поселков. Вдруг вспыхивают огромные языки пламени, окрашивая весь горизонт в красноватые тона — это на металлургических заводах вываливают раскаленный кокс из печей.
Нет нужды описывать все шахты и рудники этого богатого края. Хочется только остановиться еще на городе Радугине, где добывается марганец для черной металлургии Сибири.
К новому городу с пятидесятитысячным населением ведет вдоль реки Усы железная дорога. По сторонам ее видны причудливые изломы гор, поросших пихтовой черневой тайгой. Среди этого, еще сохранившего свою дикость, горного ландшафта, как-то неожиданно появляется за поворотом город марганца. Сжатый горами, он вытянулся на несколько километров.
Восемь лет назад советский энтузиаст-геолог открыл в глухой тайге при впадении Белой Усы в Томь, недалеко от Ивановского прииска, огромное мировое месторождение марганца. Сейчас запасы этого месторождения оцениваются в сотни миллионов тонн. У города расположены рудники, а в самом городе — обогатительные фабрики. С открытием Усинского месторождения сибирская черная металлургия полностью освободилась от дальнепривозного чиатурского и никопольского марганца. Вот почему городу дали имя геолога Радугина.
Здесь мне пришлось встретиться со старым шорцем Арбайчаковым. В годы юно­сти он был отважным охотником, бесстрашно вступавшим в единоборство с медведем — тогдашним хозяином тайги. Потом он участвовал в строительстве первого и второго металлургических заводов. Сейчас уже находится на покое и слагает песни и былины о недалеком прошлом этого края.
Поджав под себя ноги, он вспоминает под звуки топшура о героических событиях недавних дней, непосредственным свидетелем и участником которых был сам. Его песни уже распевает молодежь. Их можно услышать в Новосталинске и Таштаголе, в Прокопьевске и Ташелге. Он славит людей нашей, советской, сталинской эпохи, их дела, славит великого Сталина, его лучших соратников, которые с большевистским упорством и настойчивостью переделали этот дикий край и меньше чем за два десятилетия превратили его в мощный культурный центр.
И слушая песни старого шорца, чувствуешь, как под мощным, неудержимым напором отступала тайга, отодвигались горы, чтобы отдать новому человеку, полному энтузиазма творческого созидательного труда, накопленные тысячелетиями богатства — на благо и процветание великого содружества народов нашего единого и многонационального непобедимого отечества трудящихся всего мира"
Tags: Сибирь, экономика
Subscribe
promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 68
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments