matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Новокузнецк и областная власть: проблемы дорожного строительства

Огромное значение для развития любого крупного города имеют широкие автомобильные магистрали, которые связывают мегаполисы с пригородами.



Как отмечают эксперты по этой проблеме, через такие магистрали город увеличивает свое экономическое, культурное и прочее присутствие на отдаленном расстоянии, подтягивая жизненный уровень сельских территорий, вырывая их из пропасти глухомани. Также эти магистрали важны в стратегическом плане в период возможной войны, как коридоры быстрой эвакуации людей, что в условиях сплошной автомобилизации приобретает наиважнейшее значение. Эксперты давно пугают перспективой Третьей мировой войны. В этой связи уместно произвести некоторый анализ состояния таких магистралей в Новокузнецкой агломерации, которая по численности населения занимает 12–14 место в России.

За последних два десятилетия все крупные сибирские города обзавелись подобными магистралями, крупными транспортными развязками. Так Барнаул отстроил, реконструировал четырехполосный Павловский тракт (дорога на запад), длина которого составляет в таком состоянии около 24 км (из них загородный участок около 10 км). Дорогу продолжают развивать и совершенствовать. Расширяют и Змеиногорский тракт, который в городе имеет трех-четырех полосную ширину. Стремительно развиваются на востоке и севере Правобережный и Новосибирский тракты, длина которых с подъездными путями по федеральной трасе в четырехполосном исполнении (дорога 1 категории) может достигать полсотни километров.

Томск обзавелся Северным мостом и широким Кузовлевским трактом и т.д. Про дорожное строительство Новосибирска и Красноярска нет смысла говорить.

Областной город Кемерово также с успехом развивал строительство магистралей. Был сдан широкий Кузнецкий мост через Томь. Появились дороги 1-й категории Леснополянское шоссе (около 9 км) и просто огромный дачный выезд после расширенных улиц Терешковой и Тухачевского в сторону Ленинск-Кузнецкого длиной 45 км (!). Замечу, это не все новые дорожные объекты Кемерово, где так активно проводится модернизация важных магистралей.

А что же крупнейший и наиважнейший город Кузбасса Новокузнецк?




Практически ничего. Давайте посмотрим на положение основных транспортных магистралей города, обеспечивающих связь с пригородами.

Начнем с так называемого Южного выезда, который, вероятно, бьет рекорды по интенсивности движения. Проект строительства этой магистрали стали обсуждать с 2006 г. Прошло десять лет, в ходе которых построили аж 3 (!) с хвостиком километров этой наиважнейшей магистрали, связывающей Новокузнецк с Осинниками, Таштаголом и Бийском. На последний участок длиной 2 км, который связал бы магистраль с центром Новокузнецка, денег почему-то в областной казне нет и не предвидится! 800 млн (участок идет вдоль ручья, который нуждается в укрытии под землю) – неподъемная сумма для ежегодной 100 млрд областной консолидированной казны (в некоторые годы она чуть меньше, а в некоторые и больше)! Естественно, трассу в расширенном варианте надо продлевать на 4–6 км до Сосновки, расширить однопутные мосты по дорогам на Осинники и Кузедеево. Но об этом даже нет речи у руководства области.

Следующая артерия – исторический многовековой Барнаульский тракт (улицы Рудокопровая, Димитрова, Горноспасательная, Балтийская, Гончарова), столь неудачно названный бывшим мэром Смолего Северным въездом. Дорога эта идет на запад, связывает город с Прокопьевском, аэропортом и "Кузбасским автобаном". Барнаульский тракт – это правительственная магистраль. Как и Южный выезд Барнаульский тракт расширял и обустраивал бывший мэр С.Д. Мартин. Работа явно не завершена. Остались обширные участки двухполосного движения, не построен виадук через железную дорогу в Калачево. До "Кузбасского автобана" Барнаульский тракт тянется примерно на 16 км. Понятно, что полная его модернизация – весьма дорогостоящий проект. Однако вполне было под силу давно реконструировать узкие участки в черте города. И давно пора вместо множества хаотичных названий дать и вернуть единое, историческое имя этой трассе – Барнаульский тракт!

Другая проблемная артерия – Байдаевский мост. Он узок. В час пик там собираются получасовые пробки. Понятно, что такое положение не способствует интенсивному развитию города на восток. В случае чрезвычайной ситуации жители Орджоникидзевского и Кузнецкого районов, а это 83,6 и 49,8 тыс. человек, останутся заложниками места, отрезанные рекой и возвышенностями. Пути эвакуации будут очень ограничены.



Выездные дороги города на романтических фотографиях смотрятся узко. Байдаевский мост и прилегающую трассу давно пора реконструировать. Фото Артура Фазлиева

Теперь про два давно обещанных, но так и не реализованных, проекта. Во-первых, это дорога и мост через Кондому. Его губернатор А.Г. Тулеев обещал построить с начала своего правления. Не так давно он громогласно и публично приказывал начинать его строить. Но ничего не сдвинулось с места. Этот мост через Кондому (цена проекта с дорогой где-то 5 млрд) напрямую бы связал центр города и с восточным направлением, и с южным, разгрузил существующие трассы.

Во-вторых, это дорога от Новоильинского района в сторону «Кузбасского автобана» (последняя минимум 14 км). Дорога от Новоильинского района избавила бы 76,9 тыс. его жителей, а также 97 тыс. жителей Заводского района от транспортной изоляции. Ведь им, чтобы выехать в сторону оживленных западных и северо-западных маршрутов, надо обязательно делать весомый крюк через Центральный район.
Новокузнецку даже в тучные годы областная власть говорила, что денег нет. Если деньги выделялись, то это были сущие крохи. Нынешний градоначальник С.Н. Кузнецов не просит и этих крох, он просто озвучивает позицию областных властей, что денег нет и на них рассчитывать не стоит. Однако размеры областного бюджета, размах строительства дорог вокруг Кемерово явно нам указывают на всю аморальную нелепость этих утверждений. Этому размаху даже кризисные годы часто не помеха.

Может права точка зрения кемеровчан и бывших кемеровчан, живущих в Новокузнецке? Суть того, что ими неоднократно озвучивалось: Новокузнецк не областной центр, развивать и вкладывать в него надо как и в другие поселения Кузбасса, как, например, в Прокопьевск, а областной центр один и он достоин наибольшего внимания.

Что можно и нужно возразить на эту точку зрения? Новокузнецк в докризисные 2011–2013 гг. – это 10–15 по значению промышленный центр России (промышленное производство 318 млрд рублей), а Кемерово 48–54 с объемом промышленного производства 111,7 млрд рублей. Если посчитать промышленное производство соседних для Новокузнецка городов как Прокопьевск (83,3 млрд), Междуреченск (65 млрд), Мыски (28,1 млрд), Киселевск (26 млрд)…, учесть промышленное производство в сельских районах вокруг этих городов Новокузнецкой агломерации (Новокузнецкий район 41,3 млрд рублей, Прокопьевский район 64,91 млрд рублей), то получится основное место сосредоточения промышленного и демографического Кузбасса, становой его хребет, 2/3 экономики области. Получилось 626,61 млрд рублей. Эти цифры без данных по Осинникам и Калтану, которые не были найдены.

Сюда следует приплюсовать многие производства других территорий области, связанных с Новокузнецкой агломерацией. Объем промышленного производства области в 2013 г. в текущих основных ценах составлял около 997 млрд рублей. Естественно, такой город не может быть просто одним из городов. А его ослабление, недоразвитие приведет к упадку всего региона. Взгляд кемеровчан на Новокузнецк – это взгляд весьма далеких от реалий основного Кузбасса обывателей. Разве можно этим взглядом руководствоваться при управлении областью?

Как надлежит управлять регионом разумному руководству? Оно должно в первую очередь вкладывать все возможные резервы туда, где протекает основная жизнь региона, где бьется его сердце. Для Кузбасса – это Новокузнецкая агломерация и "шахтерский мегаполис" от Ленинска до Прокопьевска. Там развиваются и живут смыслы того, что представляет собой Кузбасс. Там находится подавляющая часть населения области. В сфере дорожного строительства разумный руководитель региона должен сперва обустроить приемлемые выезды с этих территорий. Что интересно, бывший губернатор Кузбасса М.Б. Кислюк так и поступал, "шахтерский мегаполис" у нас имеет разветвлённую систему дорожных выездов на "Кузбасский автобан". А вот когда при следующем губернаторе А.Г. Тулееве этот автобан подошел к Новокузнецку, все эти выезды просто забыли построить. Это всё равно, что к роскошному дворцу подвести коммуникации и забыть их подключить, а жителей дворца заставить использовать для своих нужд ведро и туалет на улице. В этом плане Новокузнецк в Кузбассе более дискриминирован, чем обитатели "шахтерского мегаполиса".

Куда же областные власти у нас вкладывают капиталы в сфере дорожного строительства? Их интересует безлюдный север области и немного Горная Шория, где развивается курортная жизнь. По Горной Шории претензий нет – дело полезное. А вот северное направление вызывает вопросы и возражение. Обычно областная власть и кемеровская пресса обосновывают все эти траты идущей через областной центр федеральной трассой Москва – Владивосток. Но федеральную трассу усилено развивает федеральный центр. Более того, транспортный поток по ней просто ничтожен по сравнению с пригородными и внутригородскими потоками той же Новокузнецкой агломерации. По сообщениям СМИ, ежедневно через Кемерово идет по этой трассе где-то 12,5 тыс. машин. А новокузнецкий узкий Кузнецкий мост, который никто не собирается перестраивать, за день принимает машин примерно в 7 (!) раз больше. В США сперва построили выезды из городов, а лишь затем эти города связали автобанами. В Кузбассе всё делается наоборот.



В Кузбассе сперва надо построить все нужные магистральные выезды из городов, связать Прокопьевск и Междуреченск, что есть основная линия Новокузнецкой агломерации, хайвэем, построить жизненные для основного Кузбасса дороги Новокузнецк – Абакан и Новокузнецк – Барнаул (юг области через Белово добирается до Барнаула в два раза дольше, чем мог бы), а лишь затем необходимо приступать к достройке дороги 1-ой категории Кемерово – Ленинск. Безусловно, капитальный выезд из Кемерово нужен и он был построен в ходе первого этапа строительства. Проблема кемеровского дачного выезда была решена! Но зачем было дальше гнать трассу аж на 45 км часто по совсем безлюдным местам? Существующая дорога в этой местности вполне справлялась с нынешней транспортной нагрузкой.

Всё правление нынешнего губернатора господствует "официальная концепция" по отношению к Новокузнецку, которая не раз озвучивалась: вся страна строила КМК (Кузнецкстрой), а теперь Новокузнецк должен помогать региону. Вот уже и КМК практически нет, а под регионом на практике подразумевается исключительно город Кемерово, где сосредоточена областная власть. Администрация области напринимала всевозможные акты, где прописала ускоренное развитие Кемерово. На этот город находят деньги даже в кризис. Что это такое? При отсутствии настоящего контроля со стороны основного Кузбасса, жители этого отдаленного северного поселения решили создать для себя эксклюзивную красивую жизнь. Ими руководствуется идея исключительного потребления, а не развития. Речь идет о паразитическом существовании того, кто пытается развиваться за счет умерщвления основного тела промышленного Кузбасса (как он может полноценно развиваться при игнорировании элементарных его потребностей?). Недаром основной Кузбасс, его жители в условиях лишения его доступной высшей школы (курс областных властей на её ликвидацию в Новокузнецке), медицинского обслуживания (проблема нехватки врачей и отсутствия медицинского вуза в основном Кузбассе), доступа к верхним этажам культуры (не восстанавливаются как надо памятники истории, отсутствует даже филармония, очень мало достойных зон отдыха, набережных…) и даже к начальному и среднему образованию (проблема нехватки школ в Новокузнецке)… предпочитают уезжать из региона.

И пусть нас не обманывает городской бюджет Новокузнецка, который театрально на 1 млрд рублей ежегодно больше кемеровского (размер бюджета зависит от дотаций из областной казны). Городские бюджеты здесь не отражают реальную картину. А наибольшая концентрация авто на юге области разве учитывается областной властью?

Я ни разу не слышал, чтобы Москва отказывалась что-либо финансировать в инфраструктурной сфере на юге и в центре Кузбасса. Она просит для этого лишь определенного софинансирования этих проектов со стороны региональных властей. Это, как правило, не основная часть суммы. Таким финансированием регион как бы доказывает, что проект ему реально нужен. Отсутствие таких достойных проектов в Новокузнецке (вспомним историю непостроенного ледового дворца и моста через Кондому, переговоры вокруг них) говорит лишь о принципиальной позиции областных властей игнорировать и не развивать Новокузнецк как и тело основного Кузбасса. Это глупость или вредительство? Или позиция обезумевшей прослойки общества потребления областного центра, которая пилит сук, на которой сама сидит? Естественно, сама она себя ограничить не сможет даже для целей собственного выживания. Не есть ли это всё предуготовление массовой гибели жителей Новокузнецкой агломерации при ситуации возможной Третьей мировой войны? Как они смогут быстро передвигаться в условиях отсутствия нормальных транспортных коммуникаций?

Сейчас на дворе кризис и новокузнецкий градоначальник С.Н. Кузнецов, который считает А.Г. Тулеева своим учителем и соратником, устойчиво внушает горожанам мысль, что денег нет и не будет их никогда и в два раза больше придется работать. А в это время областная власть организует сомнительный для Кемерово, где практически не осталось угольной отрасли, праздник Областной день шахтера, на который собираются привлечь более 5–10 млрд рублей. Даже небольшой части этих денег хватило бы для начала решения этих застарелых новокузнецких проблем, достройки того же Южного выезда. Однако вряд ли стоит рассчитывать, что совсем чужеродная для основного Кузбасса кемеровская областная власть пойдет на столь значительные для неё ограничительные жертвы. Где-то с 2005 г. мы больше живем не муниципалитетами и городами, а субъектами федерации, куда стекаются все основные финансы в регионе. От контроля за этими финансами теперь зависит наша общая судьба. Новокузнецк и основной Кузбасс просто обязан включиться в борьбу за своё выживание. Это наша земля и не следует её отдавать на растерзание чужеродных ей элементов.

Андрей Полухин


Tags: Новокузнецк
Subscribe
promo matveychev_oleg february 3, 18:05 58
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments