matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Развитие России. Вузы и мировые рейтинги. Часть 3.

Оригинал взят у artinventor в Развитие России. Вузы и мировые рейтинги. Часть 3.
Подводные камни.

1. Слово «творчество» крайне соблазнительно и коварно. Преподаватель вуза тоже человек, ему хочется творить, ваять, лепить, рисовать «нетленку».
Но вместе с рождением нового возникает и закономерный вопрос о том, как результат творчества тиражировать. Иными словами, неизбежно появляется задача технологической подготовки производства. Серийного производства.

Обратите внимание на преамбулу Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки":
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановляю:
….
Государство реформирует систему образования таким образом, чтобы она генерировала инновации. А, как известно, инновация это новая идея, ставшая товаром.
Вот и получается, что промышленный дизайн, как инструмент создания новой предметной среды, есть средство перехода к требованиям инновационной экономики и системы образования и науки.
Возвращаясь к производственным технологиям, отметим одну важную деталь.
Да, создать новое возможно и в таких компьютерных программах, как 3D Max. Её инструментарий - поистине кладезь для творческого человека.
Но, как потом создавать технологическую оснастку? Как сделать инженерный расчет? Как обеспечить точность, надежность, приемлемые допуски? Как создать программу механической обработки на станке с ЧПУ? А если остро необходимо, чтобы компьютер понимал 3Д-железяку, как действительно железяку, т.е. как деталь из конкретного материала, а не просто как набор байтов? А как создать сборку из сотен деталей? Возникают десятки вопросов, на которые программы такого рода вряд ли дадут ответ.
Для создания материальной предметной среды необходимы другие программные комплексы – трехмерные твёрдотельные параметрические системы.
Соответственно, у преподавателей дисциплины «промышленный дизайн» нет иного пути, кроме как самим знать и уметь пользоваться таким программным обеспечением.

2. Еще одна «ошибка», заставляющая задуматься, встречается сразу у нескольких вузов.
Наряду с решением высокотехнологичных задач, их центры промышленного дизайна декларируют, что оказывают услуги широкого спектра. Например, создание выставочных стендов или корпоративной атрибутики.
Само по себе это нормально (деньги же надо зарабатывать), однако распыляет время. Решаются мелкие локальные задачи, лежат под сукном глобальные.

3. Как уже отмечалось, за последние 15 лет число вузов, где преподается «дизайн», выросло многократно.
Обзор учебных программ показывает, что многие вузы по-прежнему практикуют «старые» методы, обкатанные еще в начале 20-го века.
Еще раз. Методы, которым уже более века!
Разве человечество остановилось в развитии? Разве не меняется материальная база высшего образования?
Но. Если вузы год за годом не демонстрируют достижений в сфере создания новинок, да и выдающихся результатов в международных рейтингах тоже, возникает закономерный вопрос - а всё ли так ладно и складно в их программах?
Согласитесь, ведь глупо же сейчас всерьез думать о проектировании пленочных фотоаппаратов или паровых двигателей.  Почему же методы дизайна не могут быть усовершенствованы?
Ключевой вопрос – желание некоторых вузов отнести эту специальность к разряду творческих до такой степени, что даже соответствующие кафедры они располагают в соответствующих подразделениях. Например, создают в своей структуре т.н. институты искусств, высшие школы искусств, факультеты искусств.
И лишь некоторые вузы пошли по правильному пути, объединив дизайн и инженерные технологии. Что характерно, именно эти вузы сейчас лидеры российского рейтинга. Например, МГТУ им. Баумана.  Именно в их методических пособиях упоминаются, в частности труды американского дизайнера В. Папанека, который предложил прекраснейшее толкование современных проектных методов и роли самих дизайнеров.
Итак, еще одна «ошибка», которой стоит воспользоваться, это устаревший подход к методологии обучения. Акцент на дизайн, как искусство. Обучение студентов рисованию и прикладному творчеству.  Да, это тоже имеет право на место в учебных программах.
Но.
Вопрос.
Вы когда посещаете магазин, одежду покупаете осознанно? Выбираете то, что нравится, по стилю, фасону, цвету…? Или берете всё наугад, с закрытыми глазами? Согласитесь, подавляющее большинство нормальных людей (не художников!) в состоянии сделать осознанный выбор, что нравится, а что нет.
Аналогично  и с появлением компьютерных систем трехмерного проектирования всё радикально изменилось в проектном деле. Если на экране мы видим несколько моделей (созданных, что интересно, достаточно быстро), можем ли мы сделать осознанный выбор? Да. Обязательно ли при этом мы должны быть дипломированными художниками? Нет.
Иными словами, принципиальное изменение, которое произошло с этим направлением обучения, как раз и заключается в возможности сделать творцами студентов любых специальностей. Даже гуманитариев.
Вовсе не обязательно сбивать будущих менеджеров или экономистов с «пути истинного», обязывая их изучать компьютерные технологии.
С другой стороны, необходимость подготовки компетентных специалистов подталкивает к тому, чтобы как минимум ознакомить гуманитариев с этими технологиями. Чтобы хотя бы знали, имели представление, как создаются новые рыночные продукты.
Может быть, именно в этом кроется масса проблем высшей школы? Одни умеют создавать, другие – управлять, продавать, организовывать, и не хватает лишь объединения их компетенций?

Как рассказать гуманитариям об инновациях? Вероятно, убрав задачу обучения академическому рисунку, эскизированию и всему, что с этим сопряжено, но сделав акцент на компьютерное моделирование и методики решения творческих задач.
Вот типичный бакалаврский курс -
http://design.bmstu.ru/ru/modules/pages/?pageid=5
Вполне достижимая задача сделать на основе этого курс для гуманитариев.

4. Типичная реакция тех, кто не в курсе дела, - что ещё за «дизайн», хохлома что - ли?
Нет, не хохлома.
Создавая новое, промышленному дизайнеру придется обеспечить гармонию всех пяти компонентов продукта – функционал, эстетика, эргономика, экономика, социалка. И как же при этом не разобраться во всех тонкостях и нюансах проекта?
В итоге вокруг него, как жемчужина вокруг песчинки, собирается команда специалистов, решается сложнейшая задача, реализуется проект. Т.е. речь идет не о «хохломе», а о создании продукта от и до, от идеи до серийного производства.
Недаром же в английском языке «дизайнер» это «конструктор».

5.  Еще одна характерная особенность стратегии вузов – поиск всего наилучшего за рубежом. В тоже время, обратите внимание, и иностранные вузы не гнушаются изучать российский опыт. Звучит сие конечно банально, но...
Занимаясь много лет изучением различных творческих методик, автор данного обзора пришел к выводу, что наилучший вариант создан не где-то за рубежом, а именно в России, в Пермском государственном техническом университете.
Учебник, обобщающий этот курс, носит название «Проектирование нестандартного оборудования». Авторы – два пермских профессора, А.Г.Схиртладзе и С.Г.Ярушин.
Опыт практического применения изложенных в книге методик показывает, что этой теоретической базы достаточно для решения сложнейших задач. И это не ТРИЗ, к которой у научного сообщества немало вопросов, а опыт российского университета.
Если интегрировать этот учебник в программу дисциплины «промышленный дизайн», получится  полноценный учебный курс, позволяющий внедрить проектный подход в любой технический университет. К сожалению, этой книги в библиотеке нашего университета  нет.

6. Одна из ключевых и сложнейших задач, поставленных Президентом России в небезызвестных «майских» указах – создание в стране 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
Взгляните на сайт Народного Фронта, где контролируется выполнение этих указов, что общественность подразумевает под этими местами:

Видите, какая иллюстрация использована? Фотография обрабатывающего центра с ЧПУ.
В данный момент в стране несколько предприятий серийно производят низкобюджетные трехкоординатные фрезерные станки. Самые простые модели стоят несколько десятков тысяч рублей. Соответственно, ими несложно оснастить учебный класс. При этом технологии аналогичны тем, что используются на промышленных ОЦ.
Сначала создается компьютерная модель, затем – программа обработки поверхности (G-коды), управляющая движением инструмента.
Освоив такой станочек, будущие промышленные дизайнеры смогут качественно решать массу производственных задач.
Создание нового рыночного продукта сопровождается всеми «ингредиентами» термина «новизна». Функциональная изюминка, новое конструктивное решение,  усовершенствование технологии производства или создание принципиально новой и т.д.
Естественно, весь этот «букет» имеет прямое отношение к тому, что называется «создание высокотехнологичных рабочих мест». Ибо какое же современное производство может сегодня обойтись без комплексной автоматизации и компьютеризации?
Именно это – один из ключевых моментов в т.н. майских указах Президента РФ.
Именно в рамках общей стратегии развития науки, промышленности и образования появилась и т.н. «дорожная карта» развития промышленного дизайна, уже упоминавшаяся в первой части обзора.

Поэтому девять российских университетов, в рамках выполнения майских указов Президента, заняты разработкой магистерской программы курса дизайна.

7. Большая проблема это, безусловно, кадры.
Предлагается воспользоваться тем, что рекомендует федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Министерством образования и науки РФ (приказ № 780 от 04.02.2010 г.), по направлению подготовки 072500 Дизайн.
Обратите внимание на п. 7.16. Стандарт прямо указывает на то, что к преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, являющиеся членами Союза дизайнеров Российской Федерации.

Это означает два важных нюанса:

Во-первых, членом СДР, как правило, может стать профессионал, уже реализовавший на практике творческий проект. В нашем случае это может быть процесс создания и запуска в серийное производство какого-нибудь рыночного изделия. Т.е. предлагается насытить кафедру специалистами-практиками.

Да, в СДР вступают не только промдизайнеры, но и те, кто увлекается графикой, рисует обложки, рекламу, сайты и т.д. Но кто мешает вузу организовать фильтр, привлечь только тех, кто создает новую предметную среду и готов поделиться знаниями с молодежью?

Во-вторых, это создает сильный стимул для проектной деятельности молодежи. Видя, как некто двигается вверх по карьерной лестнице, они будут также стремиться к созданию,  воплощению «в железе»  и коммерциализации своих продуктов.

8. Еще одно требование Федерального образовательного стандарта –
Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися проектно-художественной, художественно-творческой, научной и (или) научно-методической деятельностью.
Согласитесь, странно, если преподаватель вуза сам никогда не создавал ничего.
Как бы Вы отнеслись к тому, если, придя в автошколу, услышите от инструктора – «сам я водить машину не умею, и никогда не ездил, но зато читал мемуары Шумахера»?

9. Предложение возможно спорного характера.
Желателен широкий охват аудитории, даже представителей гуманитарных специальностей  (экономисты, маркетологи, менеджеры…) стоило бы познакомить с творческими технологиями, с тем, как создаются инновационные продукты.
Какова цель? Зачем?
Неоднократно встречаются примеры того, что выпускники гуманитарных специальностей создают инновационные бизнесы. Почему бы им не помочь еще на старте? Разве стране не нужны производственные стартапы?
Стартапы на самом деле нужны и вузам. И для репутации и рейтингов тоже.

В заключение отметим, что промышленный дизайн хоть и является, по сути, универсальным заменителем того, что когда-то называлось прикладной наукой, не решит всех проблем вузов. Не стоит забывать, что в высшей школе существуют и другие жизненно важные дисциплины, тот же сопромат, например. Однако, учитывая многоотраслевой характер дизайна, он способен сильно повлиять и на рейтинги, и на результаты проектной деятельности, в том числе и финансовые. Может именно с развития этой дисциплины и начнется возрождение прикладной науки, а вслед за этим и развитие России в целом. Тот самый вожделенный переход от сырьевой модели к инновационной.

С уважением,
Поважаев Виктор Юрьевич

-----------

Начало обзора здесь:
http://artinventor.livejournal.com/47319.html

Subscribe
promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 70
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment