matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Category:

Национальный Туристический Рейтинг (№1)

original

original

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

2014 год оказался переломным для российского туризма – в первую очередь, по политическим причинам. За успешно организованной Олимпиадой в Сочи последовало возвращение Крыма в состав Российской Федерации: эти события в конечном итоге повлекли за собой переоценку рекреационного богатства России. Риторика импортозамещения помогла многим россиянам по-новому взглянуть на невероятный потенциал отдыха в пределах российской границы. Проблема неосвоенности внутренних туристических направлений была «вплетена» в политический и экономический дискурсы, в одночасье став животрепещущей. Получилось так, что череда неоднозначных политических событий обнажила однозначную необходимость в реализации туристического потенциала страны. А последующее ослабление позиций рубля на мировом валютном рынке послужило поводом (в том числе для иностранных туристов) обратить внимание на российские курорты.

В 2015 году курс на развитие внутреннего туризма продолжился: тема приобрела новое звучание – опять же в силу изменения политического дискурса. За началом боевых действий против террористов ИГИЛ (запрещенной в России организации) последовали теракт на борту российского самолета в Египте и настоящая катастрофа в российско-турецких отношениях. Два наиболее популярных направления летнего отдыха россиян рискуют перестать быть таковыми в самое ближайшее время. Что еще острее ставит вопрос об импортозамещении в области туризма.

Между тем, существует проблема с освоением средств, выделенных регионам в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Реализация судьбоносной для отрасли ФЦП, призванной повысить туристическую привлекательность России в целом, во многих регионах «забуксовала». Это связано, в том числе, и с непростой экономической ситуацией, в которой оказалась Российская Федерация: две трети средств на реализацию ФЦП по туризму – частные инвестиции, их необходимо привлечь на местах, а с этим сейчас объективные трудности.


Непростая, но интересная ситуация с развитием внутреннего туризма, о проблемах которого наконец-то заговорили в полный голос, вдохновила ЦИК «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» на масштабное исследование туристической привлекательности и, связанного с этим, инвестиционного потенциала регионов страны.

Данная работа является первой в цикле аналогичных исследований. Авторы планируют сделать «Национальный туристический рейтинг» периодическим, и публиковать его результаты несколько раз в год.

Для проведения исследования были выбраны следующие критерии:

Уровень развития туристического бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма);
Оборот туристических услуг (количество рублей заработанных в сфере туризма – на каждого жителя региона);
Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах);
Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах);
Туристическая уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов – по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам);
Экологическое «здоровье» региона;
Криминогенная ситуация (количество преступлений на тысячу жителей);
Развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры;
Популярность региона как туристического бренда в интернете (количество запросов в поисковых системах; количество публикаций на русском и английском языках).

В соответствии с принципами работы ЦИК «Рейтинг», в исследовании учитывались мнения представителей экспертного сообщества – в данном случае специалистов медиа-группы «Отдых в России», в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России», а также информационные порталы «Российский туризм» и «Инвестиции в туризм».

По каждому из критериев – на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики – была подготовлена таблица и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так, девять промежуточных таблиц (по числу критериев) образовали сводную таблицу, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры «Национального туристического рейтинга»

В первую группу рейтинга вошли регионы, преодолевшие 50-балльный порог: с 1 по 16 места включительно.

bandicam 2015-12-07 15-10-10-002
bandicam 2015-12-07 15-13-08-627


Субъекты РФ, попавшие в группу лидеров – это, как правило, состоявшиеся туристические «территории». Во многих регионах списка развитие туризма значится приоритетным направлением.

Во главе рейтинга, с солидным отрывом от двух столиц, ожидаемо оказался Краснодарский край – курортный центр европейской части России и абсолютный лидер по большинству критериев. И количественные показатели туриндустрии, и мнения экспертного сообщества – все указывает на то, что Кубань является главной туристической зоной России. Вместе с тем, по популярности в интернете туристический бренд Краснодарского края значительно уступает Республике Крым (правда, только ей), которая расположилась на четвертой позиции. Некоторые эксперты выразили уверенность в том, что итогам 2015 года Крым улучшит свое и без того завидное положение в туристическом рейтинге.

Пять субъектов РФ в первой группе рейтинга представляют Северо-Западный федеральный округ – таким образом, СЗФО несколько неожиданно оказался лидером нашего исследования. Интересно, что Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Калининградская область – в числе ведущих по популярности среди иностранных туристов.

Стоит отметить, что в ТОП-16 представлены все федеральные округа, кроме Уральского. До недавнего времени промышленный Урал не имел никаких туристических амбиций: индустриальные гиганты, рудники, моногорода, «закрытые» города – в советское время в регионе решались другие важнейшие для страны задачи, они продолжают решаться и сейчас. Но теперь в УФО задумались о повышении туристической привлекательности, разрабатываются региональные программы по развитию туризма. Так, Свердловскую область, лидера нашего рейтинга среди уральских регионов и одного из лидеров общего рейтинга по обороту туристических услуг, в ТОП-16 «не пустила» только плохая экология.

Московская область оказалась в пятерке лидеров не случайно: по мнению экспертов, Подмосковье пользуется высокой популярностью у жителей столицы – и, к тому же, вместе с Ярославской областью (8 место рейтинга) и другими регионами, обосновавшимися в средней части таблицы, образует «Золотое кольцо», один из главных туристических брендов России. Закономерны позиции Карелии (зимний и экологический туризм) и Алтайского края (самый популярный в Сибири курорт «Белокуриха»), а вот лечебно-курортное Ставрополье и динамично развивающийся Татарстан, как считает часть экспертов, могли занять и более высокие места.

Во вторую группу рейтинга вошли регионы, набравшие от 30 до 50 баллов и занявшие позиции с 17 по 65 включительно.

bandicam 2015-12-07 15-16-56-350
bandicam 2015-12-07 15-18-11-944
bandicam 2015-12-07 15-21-13-548
bandicam 2015-12-07 15-19-41-620
bandicam 2015-12-07 15-23-12-796

Байкал называют «жемчужиной» России, но прибайкальские регионы (Иркутская область и Республика Бурятия) обосновались в средней части таблицы, несмотря на колоссальный туристический потенциал. Во многом это связано с удаленностью, не вполне доступными ценами на билеты и – согласно цифрам – непростой криминогенной ситуацией и недостаточно развитой инфраструктурой. К тому же, озеро Байкал как туристический бренд далеко не всегда ассоциируется у россиян с Иркутской областью или Бурятией. Несмотря на то, что поисковый запрос «отдых на Байкале» — один из самых популярных в сети, россияне гораздо меньше интересуются «отдыхом в Иркутской области», где находится большинство байкальских курортов. Аналогичная ситуация с северокавказскими курортами Домбай и Архыз, которые не всегда ассоциируются с Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией соответственно. По мнению экспертов, для более успешного привлечения инвестиций и туристов местные руководители должны озаботиться продвижением региона в целом – как туристическую зону и как туристический бренд.

Также, по мнению большинства экспертов, Новгородская, Вологодская и Владимирская области могли бы оказаться на более высоких позициях – эти регионы привлекают достаточное количество российских и иностранных туристов. Владимирской области – одному из туристических центров ЦФО – при стабильно хороших показателях по каждому из критериев не хватило совсем немного, чтобы преодолеть 50-балльный барьер. Колоссальным туристическим потенциалом обладают Архангельская область и Красноярский край – но в этих регионах пока только начинают работу в данном направлении.

Стоит выделить также труднодоступные, но чрезвычайно интересные и перспективные дальневосточные регионы: Якутию, Сахалин и Камчатский край. В случае решения транспортной проблемы и развития инфраструктуры эти регионы существенно улучшат свои позиции на рынке внутреннего туризма. Что касается въездного туризма: Сахалинская область – в тройке лидеров по числу иностранных туристов на тысячу жителей. Острова Сахалинской области популярны у любителей истории из Японии: на Курилах сохранились японские исторические памятники. Ямало-Ненецкий округ и Горный Алтай также в числе перспективных направлений для развития туризма, ввиду своей уникальности – природной и культурной.

Наконец, третья группа рейтинга туристической привлекательности и потенциала российских регионов: места с 66 по 85 – регионы, набравшие меньше 30 баллов.

bandicam 2015-12-07 15-26-27-494
bandicam 2015-12-07 15-27-47-917

Аутсайдеры рейтинга – это, как правило, регионы, которые только начинают работать над развитием туристического потенциала. Во многих, таких, как Тыва, Калмыкия, Адыгея, при наличии интересной туристической «начинки» нет ориентации на потребителя туристических услуг. Кроме того, в большой своей части регионы третьей группы являются депрессивными: для них характерны невысокий уровень жизни, низкие доходы населения, слабо развитая инфраструктура.

Стоит отметить довольно низкие результаты республик Северного Кавказа – низкие именно относительно колоссального рекреационного богатства этих регионов. По мнению экспертов, жители России все еще настороженно относятся к отдыху в СКФО – исключениями являются Ставрополье, вошедшее в ТОП-16, а также Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, имеющие результаты выше среднего. Между тем, непопулярные республики Северо-Кавказского федерального округа (Чечня, Ингушетия, Дагестан) – самые безопасные (с точки зрения общественного порядка) регионы страны.

Отставание северокавказских регионов по некоторым критериям выглядит весьма существенно: например, гостиничных мест в Ингушетии в 650 раз меньше, чем в гостиницах Краснодарского края. Эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что туризм на Северном Кавказе будет динамично развиваться: для этого предпринимаются шаги на самом высоком уровне.

Подробнее с комментариями здесь: http://russia-rating.ru/info/9857.html


Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 18:05 63
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments