matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Про место смерти в нашей жизни

Оригинал взят у xommep в Про место смерти в нашей жизни
Весьма специфическую тему поднимаю сегодня - сразу оговорюсь, у меня всё хорошо, разве что у одной хорошей знакомой недавно умер муж. Навеяно очередными просмотрами тупых американских сериалов и размышлениями, почему мы не такие, как они.

Попробую сегодня поговорить о том, что значит смерть в нашей жизни. С одной стороны - это величайшее проклятие человека. Но с другой - как ни странно, самый большой мотиватор. Именно смертность, ограниченность времени, заставляет нас крутиться, передавать знания новым поколениям. Само по себе наличие смерти превращает нашу жизнь из унылого бега трусцой "тiльки для себе" в соревнование, где каждая секунда порой на счету. И, в частности, в этом месте достаточно явно видно, что русская цивилизация отличается от западной в плане отношения к смерти - может быть, когда-то различия и были минимальны, но теперь разрыв налицо.

Ранее я писал в статье про духовные стихи (в 2 частях), что тема смерти занимала значительную часть в народной культуре. Не в плане "кровькишки", конечно (хотя у казаков всякое бывало :)), а в плане естественного окончания жизни. Люди практически сызмальства привыкали к мысли, что "двум смертям не бывать, а одной не миновать". Смерть была (и в общем-то остаётся) естественной частью жизни человека, как и старость - да, никому не хочется умирать и стареть, но в общем-то придётся, и с этим ничего не поделаешь. Из естественности смерти следовало и соответственное отношение к жизни - если надо, то не грех и живот положить за что-то большое и светлое. В некотором роде вырабатывалось смирение к смерти - не в плане безразличия или уныния, но в виде принятия оной как неизбежность.

Подобное смирение к смерти и по сю пору можно встретить в среде "силовиков" и прочих граждан, которым по долгу службы приходится рисковать жизнью, но я-то по привычке про культуру всего народа в целом. И, к сожалению, современная мировая западная культура давным-давно делает вид, что... смерти нет. Как уже писал, для неё и старости-то нет, человек закуклен в состоянии вечного тинейджера, а что уж про смерть говорить...

Современное общество построено на культе потребления, поэтому рефлексировать ему не надо, надо распространять. Поэтому современный человечек (по крайней мере, на Западе) живёт так, как будто у него не будет ни старости, ни смерти - хапай то, что здесь и сейчас. Это, безусловно, на руку производителям материальных благ - но почему у этого самого человечка не срабатывают внутренние тормоза и он не задаётся вопросом "а зачем мне всё это?", это уже проблема современной "культуры", которая, как неоднократно заявлял, не является культурой в полном смысле этого слова, а по сути она == реклама потребительского образа жизни. И ответы на вопросы "зачем и почему" дать не может, не на то заточена.

В частности, на мой взгляд, именно из подобного игнорирования смерти и произрастают корни людоедского колонизаторского подхода к жизни у европейцев и американцев - если смерть это что-то такое далёкое, что не может случиться со мной лично, то можно и поубивать и пограбить; мысль о том, что кто-то может и в ответ врезать, им даже в голову не приходит - "нас-то за что?". Поэтому рядовые европейцы и американцы приветствуют вторжения в дальние страны, которые им даже потенциально угрожать не могут - они искренне не понимают, что несут при этом смерть и разрушения; ведь смерти-то нет! Для них это какое-то кино в жанре боевичка; иного объяснения у меня нет.

Сложно сказать, когда эта зараза проникла в европейскую культуру - возможно, с Реформацией, а может, и позже; но в целом можно сказать определённо - чем больше западное общество секуляризовалось, тем меньше в нём оставалось места смерти - а также, как ни странно, и смысла в жизни. Не говорю, что смысл может дать исключительно религия - тот же СССР показал, что и светская идеология может мотивировать и направлять. Но на Западе такой идеологии, увы, не нашлось - всё вытеснил Золотой Телец в виде безудержного роста потребления.

Общество потребления не может дать человеку ответ на вопрос, "что останется после меня". Потому что ничего и не останется - если смыслом в жизни считать собственное потребление и развлечение. Вот ему и приходится изо всех сил делать вид, что смерти не будет вообще, не надо про неё париться и вообще, живи одним днём. Человек разумный превращается в итоге в бабочку-однодневку, или в ту пресловутую попрыгунью-стрекозу.

Во многом потому и не могу воспринимать западную культуру как что-то реально интересное - так, жвачка для молодёжи, не более того, на мой взгляд. Не вижу в ней взрослых людей практически - одни какие-то перезрелые тинейджеры. Грубо, зато про войну. (с)

Не говорю, что про смерть надо говорить постоянно (или делать из неё культ, как на современной Украине) - но она должна занять своё место, как естественная (пусть и конечная) часть жизни каждого. От этой темы не по себе, конечно, но если её просто игнорировать в духе наших нагло-саксонских заклятых друзей, то мы так и будем порхать с цветочка на цветочек, без оглядки на суровую правду жизни.

Мысли что-то путаются с дорожки да с болести, так что, скорее всего, статью буду дополнять, но потом.

В качестве музыкальной иллюстрации приложу довольно неожиданный пример - духовный стих в исполнении... Пелагеи:



Tags: смерть, философия
Subscribe
promo matveychev_oleg february 3, 18:05 63
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments