matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Лайки на крови, или что общего у ДТП с Собчак, Инстаграма и экстремизма

Инцидент с Ксенией Собчак в Сочи вызвал бурную реакцию в обществе. И в первую очередь – из-за личности и образа Ксении Анатольевны, который она сама долго и упорно создавала. Как звезда телевизионных, компьютерных, планшетных и смартфонных экранов сама вырыла себе яму и какую роль в этом сыграл Инстаграм – в материале для «ЯСНО» разбирался эксперт портала Роман Иноземцев.



Странички гнева

Выставляя напоказ нарочито роскошный образ жизни, позиционируя себя лучше других, Ксения Собчак взрастила натуральный виноградник гнева, гроздья которого периодически на нее обрушиваются. А все из-за зависти, которую она истово пыталась провоцировать в других. И все бы ничего, но у нас (да и не только у нас) в стране работает настоящая фабрика зависти и гнева. Имя ей – Инстаграм.

Двухминутки зависти

Внимание к влиянию Инстаграма было привлечено благодаря разворачивающемуся скандалу в США, в ходе которого «по чистой случайности» произошел глобальный сбой в работе сервисов компании Фейсбук. И хоть происходящее очень напоминает операцию американских спецслужб по подчинению частной компании интересам определенной политической партии, вовне был озвучен тезис о том, что руководство компании знало о том вреде, который оказывает пользование Инстаграмом, но молчало. А ведь о вреде социальных сетей вообще, и Инстаграма в частности исследователи стали писать еще более 10 лет назад.


Например, группа немецких ученых под руководством Ханны Красновой из Берлинского Университета им. Гумбольдта в 2013 году презентовали исследование, согласно которому было отмечено, что треть респондентов при пользовании Фейсбуком испытывали негативные эмоции, а в качестве причин негативных эмоций первое место занимала зависть, которую респонденты испытывали при просмотре постов об отдыхе или развлечениях других людей.

Еще в 2013 году Краснова заявляла, что Инстаграм концентрирует в себе все худшее от Фейсбука, ведь хвастовство – это альфа и омега Инстаграма, где значительная часть популярных аккаунтов только и заняты тем, что либо хвастаются чем-то, либо что-то рекламируют.

Уже в 2019 году Краснова вместе с рядом других немецких ученых провела исследование уже самого Инстаграма и полученные данные говорят о положительной корреляции между пассивным пользованием сервисом и испытываемой завистью.


Хвастовство порождает зависть, а она неминуемо рождает злость. Фото pixabay.com

При этом, что самое интересное, человек, испытывающий зависть начинает проводить в сети все больше времени, все сильнее «заряжаясь» этой эмоцией, соответственно, двухминутки превращаются в многочасовые сеансы. И при просмотре каждой хвастливой фотографии неизбежно происходит «социальное сравнение», т.е. человек сравнивает реального себя с образом на экране телефона и реальность, как правило, проигрывает образу. Таким образом, Инстаграм на систематической основе заставляет людей завидовать.

А каковы последствия сеансов зависти и социального сравнения. Зависть – это негативная эмоция и она не случайно считается грехом в христианстве (десятая заповедь).

Зависть разрушительно действует, как на отдельного человека, так и на все общество, провоцируя депрессию и мешая развиваться. Зависть мешает найти пару – ведь хочется, как в Инстаграме; зависть приводит к разводам – ведь реальность не совпадает с картинкой, как в Инстаграме; зависть не приводит к эмоциональному истощению, лишая человека сил на свершения, которые принесли бы пользу ему и окружающим.

Дети Инстаграма: малолетние завистники

В политическом плане последствия проявляются в том, что зависть создает спрос на соответствующих политиков. Возьмем, например, Алексея Навального. Вся его риторика сознательно построена на апелляции к зависти. Что такое показ дорогой недвижимости и другой собственности? Это апелляция к зависти. А каковы тезисы Навального? «Мы живем бедно из-за ряда плохих людей», «мы не зарабатываем, сколько они воруют» - да это же прямые отсылки к социальному сравнению.


Акция сторонников Навального - жертв Инстаграма.
Фото ku66.ru


Фактически, Навальный построил всю свою политическую платформу на зависти. В 2017 году журналисты задавались вопросом, откуда в России резко вырос протестный потенциал. В чем причина? Пожалуйста, Инстаграм вполне тянет на одну из причин.

Точно так же, например, коммунисты и все сторонники черного передела («отнять и поделить»). В России носители подобных идей уже приходили к власти в 1917 году: апеллируя к человеческой зависти, они получили поддержку населения и Россия дорого заплатила за их эксперименты.

По иронии судьбы, в какой-то степени зависть поспособствовала и распаду СССР. Рост популярности этих идей также можно связывать с Инстаграмом, ведь если посмотреть на уровень материальных благ, которыми обладает современный россиянин со средними доходами, то он невообразимо выше, чем был в советское время, начиная с изобилия товаров в магазинах, заканчивая обеспеченностью автотранспортом, которая кратно выше советской. Но, тем не менее, эти идеи получают отклик в сердцах людей.

Мне кажется, что все дело в зависти, тем более, что сами коммунисты постоянно апеллируют к неравенству по доходам населения.

Однако помимо роста популярности идей, откровенно играющих на людской зависти, есть еще неочевидное последствие. Чуть выше я писал о том, что Инстаграм с его эффектом социального сравнения мешает формированию пар и способствует их распаду.

В 2019 году "Вашингтон Пост" опубликовала исследование, согласно которому доля американцев, не имеющих секса более года, достигнув низшего показателя в 2000 году, начала расти довольно быстрыми темпами. Причем, основной рост идет за счет людей 18-29, т.е. тех, от кого, наоборот, ожидается большая активность в этом плане. И самый бурный рост - у мужчин: там показатель, оттолкнувшись от минимума в 2008 году на уровне 10% респондентов к 2018 году дошел до уровня 28%. У женщин- оттолкнувшись от 8%, показатель вырос до 18%. Согласно исследованию Rew Research, среди одиноких американцев 41% - в возрасте 18-29 лет, среди мужчин – это 51%, среди женщин – 32%. Как думаете, сколько из них пользуются соцсетями?


График из "Вашингтон Пост"

Кстати, о том, что Инстаграм негативно влияет на самооценку молодых пользователей, говорилось в скандальном исследовании, которое утекло в сентябре 2021 года, только там основной жертвой назывались девушки, что звучит как-то странно в контексте выводов, опубликованных "Вашингтон Пост".

Как думаете, каким идеям будут симпатизировать эти, как правило, молодые люди, у которых нет пары? Центристским или радикальным? Думаю, ответ очевиден. В итоге получается, что Инстаграм фактически плодит радикалов и экстремистов.

Плюс, неоднократно отмечалось, что погоня за лайками и подписчиками провоцирует людей на все более опасные и дерзкие выходки с целью прославиться. Тщеславие – не редкость для человечества, но раньше это было уделом единиц и не было поставлено на поток.

Для многих людей погоня за лайками заканчивается тюремным сроком, травмами и даже смертью. Взять, например, мексиканскую инстаграм-диву Джозелин Кано, которая умерла в результате осложнений после пластической операции. Видимо, была недовольна своим телом.



Возвращаясь к нашим баранам, к Ксении Собчак и этой ужасной истории, мы видим огромный общественный гнев на нее. Гнев, который она сама выращивала, на протяжении многих лет. Возможно, данная ситуация послужит тревожным звоночком и заставит обратить внимание на влияние социальных сетей и, прежде всего, Инстаграма на общество.




Tags: ДТП, Собчак, интернет, общество, соцсети
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 98
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment