matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Category:

Портреты Индии. Ужасные военные ритуалы джаухар и шака. Выход из безвыходной ситуации



Всем известен страшный обычай сати - это самосожжение вдовы на погребальном костре своего мужа. Обычай этот был объектом великой борьбы англичан, но для народа, который верит в бесконечные реинкарнации в нем нет ничего ужасного.

Другой обычай, о котором мы поговорим сегодня - внешне напоминает сати, но никак с ним не связан. Он имел раздвоение - для женщин и для мужчин.


Этот обычай был особенно распространен у раджпутов. Раджпуты - это такая группа, в касте кшатриев (воинов), которые разбросаны по всему Индостану, говорят на разных языках, исповедуют разные религии, имели в древности разные, находящиеся в разных местах государства, но при этом - они все раджпуты. Честно говоря, я не очень понимаю эту систему - но вот так...

Главное для нас - они все относились (и относятся - их сегодня 17 миллионов), к касте воинов. Как понимаю, никто не знает их происхождения, есть сомнения, что они полноценные кшатрии, у ученых по их поводу много вопросов и много сомнений, но пока они копаются в прошлом и спорят - раджпуты просто живут).


Средневековая фреска с изображением процессии раджпутов.

В средние века именно они наиболее яростно сопротивлялись мусульманским завоевателям. Война - исторически их главное жизненное занятие. Мужчины - раджпуты всегда были только воинами, ничем другим они в жизни не занимались.

Кстати, потом их успешно использовали в этом качестве англичане, которым, изначально, раджпуты тоже оказывали серьезное военное сопротивление. И в наше время индийская армия тоже имеет в своем составе существенную часть раджпутов.


Раджпуты

Так вот вернемся к нашей теме - страшному обычаю раджпутов. Этот двойной обычай назывался джаухар для женщин и шака - для мужчин.

В чем суть.

Во время войны, если поражение было неминуемо, перед лицом превосходящих сил противника, женщины раджпутов просили у своего правителя или у своих мужей разрешения совершить джаухар. Получив его, они одевали свои лучшие одежды, все драгоценности, брали детей, и совершали коллективное самосожжение.


Джаухар.

Это делалось для того, чтобы сохранить свою честь, которая ценилась больше жизни, ибо в случае захвата врагами, их ожидало надругательство, рабство и прочие унижения.


Раджпутская невеста. 1835 г.

Само слово джаухар означает специальный дом, пропитанный горючими материалами, для сжигания людей заживо.

Совершалось не просто самоубийство, а именно самосожжение, чтобы врагам не достались тела, которые они могли бы осквернить.
Джаухар совершали обычно все женщины крепости, но в первую очередь - знатные.

После этого наступала очередь мужчин совершить шака. Шака - это бой смертника. Последний бой, из которого мужчина не имел права вернуться живым.



Иногда джаухар и шака осуществлялись одновременно - пока женщины горели, мужчины шли в свое последнее сражение. Победа там не засчитывалась. Это был ближний бой, смысл которого был в том, чтобы умереть, но при этом прихватить с собой как можно больше врагов.


Джаухар и шака.

Мужчины, совершающие шака надевали специальный тюрбан, который можно было надеть только два раза в жизни - на свадьбу и на шака. Рисовали на теле красной краской священные знаки, и наряжались в одежды оранжевого цвета, который означал, что душой человек уже мертв.

Некоторые исследователи считают, что эти обычаи применялись только в войнах с мусульманами.

Исторические примеры:

Первый пример.

Массовые самосожжения были применены некоторыми индийскими племенами во время похода на Индию Александра Македонского.

Второй пример.

Арабский военачальник Мухаммед ибн Касим в 712 году захватил Синд. Столица Синда находилась в осаде, царь был убит. Царица несколько месяцев организовывала оборону. Когда стало понятно, что падение столицы неизбежно, она со всеми женщинами столицы совершили джаухар, в то время, как все наличные мужчины совершили шака.

Третий пример.

При захватах города Джайсалмера были трижды совершены эти обычаи.

В 1294 году, когда город пал после восьмилетней осады мусульманской армией 24 000 женщин совершили джаухар.

В конце 14 века, при осаде тюрками, 16 000 женщин города совершили джаухар

В 15 веке здесь был произведен неполный джаухар при нападении на город афганцев. Поскольку поражение казалось неминуемым, а времени было мало, и костер подготовить было некогда, защитники города стали убивать своих женщин сами, своими руками. Ужас в том, что после этого к городу подошло подкрепление, и афганцы были разбиты.

Четвертый пример - самый известный.

Три джаухара в городе Читторе.


Читтор. Видим башню, которая фигурирует на картине в заглавии статьи.

В первый раз в Читторе это произошло в 1303 году. У правителя города была красавица жена Падмавати. Ала ад-Дин Мухаммад-шах I ибн Шихаб ад-Дин (1266- 1316 гг) - султан Дели из тюрко-афганской династии Хильджи услышав о ее красоте вознамерился приобрести ее для себя.


Портрет султана.

В идеале - в жены, программа - минимум - хотя бы на одну ночь. Он начал этот план реализовывать. История воспета во многих поэмах, легендах и сказаниях, и версии событий в середине, так сказать, разнятся.



Но закончилось дело осадой Читтора и тем, что Падмавати вместе с другими женщинами города совершили джаухар. Самое интересное, что султан ее так никогда и не увидел.

Во второй раз в Читторе обычай был выполнен 8 марта 1535 года. Перед этим правитель погиб, во главе Читтора встала его жена, но тут же нашелся мусульманский сосед, который решил, что эти земли можно присвоить. Помощи правительница не дождалась, дела были плохи, и она, а с ней 13 000 женщин города, обложились порохом, подожгли его, и так совершили джаухар.


Рани Карнавати с порцией пороха - та самая вдова, которая стала править после смерти мужа

Все мужчины города в оранжевых одеждах вышли к противнику и совершили шака.



В третий раз в Читторе обычай был реализован весной 1568 года, после осады города армией Могольского императора Акбара. Все традиционно - женщины совершили джаухар, мужчина шака. Летописец императора зафиксировал, что когда войска Акбара все таки вошли в город, он представлял собой огромный крематорий.


Последний штурм Читторе.

Ну и так далее - примеров много, хотя нельзя сказать, что этот обычай применялся очень часто.

Немного вернемся назад - опять к истории с Падмавати. Она очень почитаема в Индии и считается уже практически богиней. В 2018 году о ней сняли фильм. И чем - то индийцам не понравилось, как актриса сыграла роль царицы. Воспоследовал скандал, в ходе которого множество женщин обещали совершить джаухар в знак протеста против показа этого фильма. В итоге его в Индии демонстрировали очень мало. Не знаю, что именно до такой степени не понравилось.

Вам из этого фильма - сцена, в которой Падмавати совершает джаухар вместе с женщинами города.
По моему - очень впечатляет...






Tags: Индия, женщины, история, религия, традиции, убийство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 103
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment