matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Category:

Зарубежные режиссёры и актёры о своих любимых советских фильмах

Какой советский фильм Антонио Бандерас знает наизусть, над какой картиной о вoйне плакал Том Хэнкс, какие фильмы «перепахали» Скорсезе и Копполу, какого советского киногероя с детства полюбил Тарантино.

Том Хэнкс — «Летят журавли» (1957)


В интервью журналу Eclectic Том Хэнкс рассказал, какое впечатление на него произвёл фильм Михаил Калатозова «Летят журавли», который он посмотрел совершенно случайно: «Я был дома один и стал смотреть советский фильм 1957 года «Летят журавли». Я плакал, когда смотрел сцену возвращения солдат с фронта в вагонах, которые тянул паровоз с серпом и молотом. Представляешь, меня это тронуло!»

Стивен Спилберг — «Летят журавли» (1957)


«Летят журавли» особенный фильм для Стивена Спилберга. В интервью «Известиям» в 1994 году он так отзывался о фильме: «Один из моих самых любимых русских фильмов – “Летят журавли”. Одно из великих качеств российского кино – мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного, на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг.

Русские рассказывают историю одной любви, но окружают её тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. И вот ещё: когда я вспоминаю русские фильмы, первое, что приходит мне в голову, – это даже не столько простор и зрелищность, сколько – поцелуи.


Русские делают великие поцелуи в кино… Это пролётка у крыльца… Это иконная образность. И великие кадры, когда летят журавли, и крики в небе. Малая частность, но всегда окружённая простором, огромными армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино».

Кстати, предки Спилберга эмигрировали в Америку из Украины, его родители, родившиеся уже в США, свободно говорили на русском, а сам режиссёр в интервью «Комсомольской правде», отвечая на вопрос о русских злодеях в «Индиане Джонсе» сказал: «Во-первых, я сам русский».

Клод Лелуш — «Летят журавли» (1957)


Французский классик Клод Лелуш («Мужчина и женщина») признавался, что «заболел» кино благодаря фильму Калатозова: «Посмотрев «Летят журавли», один из самых совершенных фильмов в истории кино, я решил стать режиссером».

Мартин Скорсезе — «Я — Куба» (1964)


В 1990-х Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола впервые открыли для себя картины Михаила Калатозова «Я — Куба» и «Неотправленное письмо». Фильмы им безумно понравился, и они решили познакомить с ними американских зрителей. Корифеи американского кино проспонсировали реставрацию лент и их ограниченный показ в США. Скорсезе говорил, что ему было легче снимать кино, если бы он увидел картину на заре своей кинокарьеры, да и голливудское кино было бы другим:

«Если бы эту картину мир увидел сорок лет назад, кино сегодня было бы совсем другим». Благодаря Копполе и Скорсезе два шедевра Калатозова оказали большое влияние на новое поколение американских кинематографистов. Известно, что Райан Джонсон устроил показ «Неотправленного письма» съёмочной группе «Последних джедаев», чтобы они прониклись духом картины, а заставка мультсериала «Конь Боджек» цитирует фильм «Я — Куба».

Пол Томас Андерсон — «Я — Куба» (1964)


Пол Томас Андерсон («Нефть», «Призрачная нить») тоже цитировал картину «Я — Куба». Он называет её одним из своих любимых фильмов: «Вряд ли я могу объяснить, о чем этот фильм. В нем есть девушка, история любви и так далее. Все просто в смысле сюжета. Но так бесподобно красиво в плане постановки и круто в плане съёмки.

Представляю, как авторы выдумывали все эти безумные кадры. Фильм снят широкоугольным 10-мм объективом длинными кадрами. Кадр с погружением под воду из «Ночей в стиле буги» я позаимствовал именно отсюда. Здесь столько оригинальных технических вещей. И во время просмотра ты буквально чувствуешь, с каким удовольствием авторы занимались экспериментами и изобретением нового на съемках».

Фрэнсис Форд Коппола — «Броненосец «Потёмкин» (1925)


Коппола большой поклонник Калатозова, но его первое сильное кинопотрясение связано с «Броненосцем «Потёмкиным» Сергея Эйзенштейна: «Это был чёрно-белый немой фильм, но иногда казалось, что с экрана слышны винтовочные залпы. Я понял в тот день, чем буду заниматься». Особенно его поразил монтаж Эйзенштейна: «Самое привлекательное в кино — это возможность монтировать. Когда ты составляешь в некоем порядке самые необычные, самые волнующие кадры, начинаешь ощущать себя алхимиком, колдуном».

Режиссёр «Крёстного отца» и «Апокалипсиса сегодня» неоднократно признавался в любви не только Эйзенштейну и Калатозову, но и русской культуре вообще: «Я большой поклонник не только русской литературы: Достоевский, Пушкин, Чехов, Тургенев, Толстой — но и русской музыки. Я люблю русскую музыку и русский театр, я поклонник русской традиции, которую принесла миру эта часть света».

Шон Пенн — «Иди и смотри» (1985)


На Шона Пенна («Я — Сэм», «Игра») большое впечатление произвёл фильм Элема Климова «Иди и смотри»: «Увиденное навсегда останется со мной. Это не только кинематографический шедевр, но и одно из наиболее полных выражений идей гуманизма».

Стивен Спилберг тоже считает «Иди и смотри» одним из величайших в истории фильмов о войне. Известно, что он устраивал специальные показы фильма Климова для съёмочной группы перед съёмками «Списка Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».

Антонио Бандерас — «Иди и смотри» (1985)


В интервью российскому кинокритику Андрею Плахову для газеты «Коммерсантъ» в 2010 году Антонио Бандерас рассказал о своём отношении к «Иди и смотри»: «Могу пересказать по кадрам “Иди и смотри” Элема Климова. Я увидел его в 1984 году, и он остался лучшим фильмом о войне за всю мою жизнь. Мальчик, входящий в дом, хозяев которого истребили нацисты, повсюду оставшиеся следы мирной жизни. Об этом разорённом гнезде я вспомнил, когда смотрел “Сталкера” Андрея Тарковского: тот же кошмар неприкаянности. Хотя и без войны. Герой этого фильма от ужаса ходил зигзагами – это была страшная геометрия».

Ингмар Бергман — «Андрей Рублёв» (1966)


Шведский классик Ингмар Бергман («Земляничная поляна», «Седьмая печать») был без ума от «Андрея Рублёва» Тарковского: «Рублёв» — один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни… Фильм, если это не документ, – сон, грёза. Поэтому Тарковский – самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он – ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоёмком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть».

Ларс фон Триер — «Зеркало» (1975)


Из современных западных кинорежиссёров самым большим фанатом Тарковского, пожалуй, является Ларс фон Триер («Танцующая в темноте», «Догвилль», «Нимфоманка»): «Вы видели фильм под названием «Зеркало»? Он меня просто загипнотизировал! Я смотрел его раз двадцать. Это практически моя религия: Тарковский для меня – бог. И если бы я не посвятил ему свой фильм, то все бы сказали, что я у него что-то позаимствовал. А если заимствуешь, то посвящай». Фон Триер посвятил Тарковскому свой фильм «Антихрист» (2009).

Джефф Бриджесс — фильмы Андрея Тарковского


Джефф Бриджес рассказал о своём отношении к Тарковскому в интервью журналу Esquire в 2010 году: «Один русский режиссёр – он еще снял «Дом из песка и тумана» (прим. Вадим Перельман)– дал мне как-то посмотреть Тарковского. Раньше я его не видел. Вот у кого никаких обязательств перед зрителем. Сцена длится десять минут, ничего не происходит, но ты настолько расслаблен, и тебе так хорошо».

Квентин Тарантино — «Человек-амфибия» (1961)


Представляя в России в 2019 году фильм «Однажды… в Голливуде» Квентин Тарантино на пресс-конференции признался в любви «Человеку-амфибии»: «Я включал 9-й канал в Лос-Анджелесе, и в начале 1970-х его показывали очень часто. Тогда я с удовольствием смотрел его. Я его обожал, хоть и не знал, что он российский».

Даррен Аронофски — советская фантастика


Даррен Аранофски («Реквием по мечте», «Рестлер») разделяет любовь Трантино к советской фантастике. Вот что он сказал в интервью РИА Новости в 2018 году: «Мне нравится движение в советском кино, которое очень сильно повлияло на мою картину «Фонтан». Это очень напряженные, фэнтезийные фильмы. Я помню, в одном из них был целый мир охотников за сокровищами. Они охотились за золотыми яйцами, которые несли магические птицы.

Меня очень интересовало цветное советское кино 1950-х, думаю, поздних 50-х годов. Это была целая серия картин, и они оказали на меня большое влияние в Соединенных Штатах, как раз когда я делал «Фонтан». И, конечно, в России много интересных режиссеров и сегодня». Из совремненых российских режиссёров Аранофски выделяет Звягинцева и Сокурова. Если кто узнал, о каком советском фильме говорил Даррен Аранофски, напишите, пожалуйста, в комментариях.




Tags: СССР, иностранцы, кинематограф, мнение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 110 tokens
Вы вероятно считаете, что вам, как гражданину РФ тоже принадлежат наши недра? Наивный вы человек. Усаживайся поудобнее, мой наивный друг, протирай глаза и читай про одну очень интересную схему. Есть в нашей стране такое государственное АО как «Росгеология», задача которой, в одно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment