В своей последней статье российский лидер Владимир Путин озвучил тезис, что подлинная суверенность Украины возможна только в партнёрстве с Россией.
Действительно, как мы знаем из истории, у Украины было несколько попыток строить независимое государство, но ни одну из них нельзя назвать успешной, включая последнюю – период украинской незалежности после распада СССР.
Во многом строительство государства обеспечивают элиты, а задача государства – обеспечить процесс воспроизводства элит. Украине наладить этот процесс не удаётся – сложно вспомнить выдающихся украинских политиков, чиновников, представителей культуры или искусства, которые бы появились в последние годы, после становления независимой Украины.
«Журналистская правда» спросила российского философа, политолога и политического консультанта Олега Матвейчева о том, почему процесс воспроизводства элит так и не налажен в некогда братской республике, богатой талантами и когда-то родившей таких талантов, как Николай Гоголь, Владимир Вернадский, Михаил Булгаков, и многих других.
«Элиты взращиваются на «народной почве» и на основе стремления к абсолютным ценностям.
Грубо говоря, элитой русской являются Королёв, Менделеев, Гагарин и так далее. Это всё люди, которые просто занимались национальными вопросами и были русскими националистами, это люди, которые приносили пользу всему человечеству. И в этом смысле они являются элитой и для всего человечества. И мы, конечно, горды за них, что они при этом ещё и наши соплеменники, наши родственники.
У Украины не получается взрастить собственные элиты, потому что они не могут подняться над своей местечковостью и национализмом. Они думают, что верхом элитарности и служения своему народу является отстаивание интересов своего народа в ущерб истине, справедливости, красоте и всему остальному. И можно сделать любую подлость, погань, но, если это типа в интересах украинского народа, это принимается. А в долгосрочных интересах это никогда так не бывает.
Объясню на простом примере. Представим себе юношу со взором горящим, который учится в украинской какой-нибудь националистической школе где-нибудь во Львове или ещё где-то. Он начитался разных историй в учебнике о том, какая Украина великая, как они выкопали Чёрное море, что они произошли от шумеров, что они победили всех на свете, что Королёв был украинцем, и Булгаков тоже, и Гоголь, и все великие люди, что Украина воевала с Россией. И вот у этого мальчика, понятно, горит в душе патриотизм. Горит сильно, по-честному, как у нормального юноши, который не приемлет компромиссов, который за правду. И вот он, такой честный, пошёл в украинский университет на кафедру истории, на исторический факультет, учится первый курс, и дальше он понимает одну простую вещь: всё, что ему преподавали в школе – абсолютная ложь. И дальше у него возникает два пути. Ему старшие товарищи, профессора говорят: «Да, это ложь всё, никогда Россия с Украиной не воевала, Мазепа был предатель, которого церковь прокляла, тебя обманули». Этот юноша либо становится в отместку всему этому анти-украинцем и уже никогда не будет служить этой Украине, будет рассказывать всем, что их обманули. Как, например, делал Олесь Бузина и другие честные люди. Либо он станет пропагандистом. Ему профессора объяснят, что главное – получать деньги, стать доцентом, академиком, но придётся врать также, как врут они.
Но оба этих пути никаким образом Украине не служат. Потому что настоящий путь – это третий. Это стать историком мирового уровня, быть честным, быть при этом украинцем по рождению, может, даже заниматься близкими Украине проблемами, но писать честно, находить артефакты, документы, поднимать летописи, выдвигать интересные гипотезы, которые переворачивают всё представление об исторической науке, публиковаться в различных журналах: английских, французских, русских – так, чтоб тебя цитировали, так, чтобы ты стал авторитетом. Но это должна быть честная наука, честная история. И это третий путь, путь элиты. Но он в нынешнем украинском государстве закрыт, такой он там точно не нужен.
Я всё это только что продемонстрировал на примере учёного-историка. Но абсолютно то же самое можно продемонстрировать на примере менеджера-экономиста. И найти два-три пути, как человеку стать условно богатым, но тут придётся выбирать: или грабить и подчиняться каким-нибудь американцам, или наоборот идти против действующего грабительского государства, и третий путь – стать украинским Биллом Гейтсом, рождённым на Украине, принесшим новые технологии – закрыт. И та же история будет во всех сферах. А поскольку мы во всех сферах: хоть в религии, хоть в искусстве, хоть в науке, хоть в политике – в чём угодно видим только два неправильных пути и не видим третьего, то никогда и не будет воспроизводиться элита, всегда будут воспроизводиться имитаторы, компрадоры, предатели, которые друг друга предают. Так невозможно построить ни государство, ни общество. В отсутствии абсолютных ценностей у этих людей, они никогда не смогут стать мировой элитой. А элита в любом государстве – это не местечковая элита для этого государства, а элита мирового уровня.
Только потому Пушкин, Чайковский, Достоевский, Толстой являются достоянием российской истории, что они при этом являются достоянием ещё и мировой истории. Их читают и в Китае, и в Японии, и в США.
Точно также Билл Гейтс, Илон Маск являются американской элитой не потому, что они американцы, а потому, что их изобретениями пользуются повсюду!
А украинцы не понимают этого».
Journal information