matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Родня кузнецкого волка с царской печати острога на Спасской башне Московского Кремля

1.jpg
рис. 1

Спасская башня Московского Кремля почиталась святой, веками народ снимал шапки и крестился перед ней, мужчины должны были проходить через её врата с непокрытой головой, она использовалась для парадных выходов царя, через неё в Кремль въезжает на своей инаугурации Президент РФ.

Царская печать и герб Кузнецка, Кузнецкого уезда, Кузбасса 1634–1730 (?) гг. имеет изображение зверя волка в символическом и мифологическом формате [рис. 1]. Тут излюбленная для древнерусского искусства модель хищника, связанная с одной версией лютого зверя. Автор публикации посвятил этой проблеме научное исследование, которое можно найти в интернете на сайте издания (Полухин А.Н., Ломакова А.В. Проблема интерпретации изображения на государевой печати города Кузнецка 1694 г. в аспекте древнерусской художественной традиции // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. C. 147–159). Многие ошибочно связывают это изображение с лошадью или собакой, но это не так. Данная печать была создана в Москве в дворцовых мастерских. И у неё, естественно, были аналоги. Однако самые известные аналоги до сих пор были не обнаружены. Речь идет про фигуры животных на Спасской башне Московского Кремля. По моей версии, там два волка с характерными для изображения с кузнецкой печати особенностями: вытянутая «лошадиная» морда, маленькая пасть. Давайте посмотрим на них.


Официально хранители музея не знают, что за звери помещены на башне Московского Кремля. Часть из них похожа на львов, про других пишут, что похожи на медведей, единорогов, вепрей. Точных данных нет. Более того, это выставлены копии 19–21 вв. В 1917 году Московский Кремль пострадал от обстрелов и часть фигур была разрушена.

Догадки и предположения заставили меня погрузиться в литературу по этой проблеме, просмотреть многочисленные дореволюционные фотографии этих зверей. У меня сложилось представление, которое пока не имеет опровергающих фактов. Итак, давайте попробуем всё изложить по порядку.

Вначале предыстория. В 1624–1626 году англичанин Христофор Галовей выполнил заказ московского царя и украсил Спасские ворота красивым готическим завершением, где появились часы, фигуры зверей. Обновленную башню преследовали пожары. Большой был в 1650-е годы. Часть фигур зверей была уничтожена. Восстанавливали их русские мастера. Естественно, они изваяли то, что ближе было им к сердцу. Это с Петра I у нас родная природа с её обитателями стала не котироваться. Как писал А.С. Пушкин про неё: «Всё это низкая природа». Однако наши предки так не считали. В Московском царстве охотно изображали на предметах домашнего обихода, дворцовой утвари, иконах… обитателей русских лесов и степей. Это фиксировали путешественники (Снегирев И. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М.: типография Августа Семена, 1841. С. XXXVIII). Только Андрей Чохов три раза пушку волк отливал. Поэтому русские мастера подселили ко львам Галовея отечественную живность, причем сделанную в древнерусской художественной традиции с её символизмом и антиреализмом. Чтобы правильно прочесть эти изваяния, нужны ключи. А ключи у тех, кто этой темой плодотворно занимался. К сожалению, до сих пор звери на Спасской башне не получили своего достойного исследователя.

Две дореволюционные фотографии из популярных изданий наглядно доказывают, что на Спасской башне было два медведя. Четыре стороны на Спасских воротах, где ряды зверей. И на каждой стороне по четыре зверя с поднятыми лапами, держащими шары. Вторая и третья фигура на каждой стороне всегда лев. А вот 1 и 4 фигуры были, как правило, иными. Здесь наследие русских мастеров. На южной и восточной стороне башни четвертая фигура медведь. Тут иного не может быть. Характерная внешность, уши фронтально как у медведя. За медведями просматривается узнаваемый окружающий пейзаж, Красная площадь, на одном фото [рис. 2] (Сластихин Н. Загадки Спасской башни Московского кремля. [СПб.] :Гос. тип., [1914]. С. 8), и река Москва, на другом [рис. 3] (Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. М.: Синодальная типография, 1912. Кн. I. С. 140). Печально, но медведи не сохранились на башне. Их даже не восстановили по фотографиям при последней реконструкции. Со стороны Красной площади медведь заменен львом.

1.jpg
Рис. 2

163634537_495880644750525_7389648860551806854_o.jpg
Рис. 3

Западная и северная сторона Спасской башни 4-ю фигуру имеет волка. Это смысловая симметрия с несохранившимися медведями восточной и южной стороны. Фигуры волков сохранились [рис. 4–5] (Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. М.: Синодальная типография, 1912. Кн. I. С. 140; По Кремлю. М.: Московский рабочий, 1970. 255 с.). Уши хищников как у волков повернуты вбок. Поэтому версия, что это вепри, медведи из-за положения ушей просто отметается на ходу. Вытянутая морда, маленький рот – стилистические особенности изображения с печати Кузнецкого острога. Даже в интернете пользователи пишут, что это волк. Значит всё узнаваемо.

162725340_495880601417196_1984293335530812545_n.jpg
Рис. 4

162500602_495880631417193_4248569851713997988_o.jpg
Рис. 5

Остальные фигуры сложнее подаются интерпретации. 1 фигура западной стороны башни скорей всего могла быть зайцем. Непропорциональные большие уши у зверя на дореволюционных фотографиях. Сейчас она заменена копией фигур с северной и южной стороны. Это хищник не с такой длинной как у волка пастью, не такие массивные у него передние и задние лапы. Возможно, это лиса. Нет подробных фотографий хвостов. По ним в древнерусском искусстве многое можно было сказать.

Версию про единорогов я отрицаю. Ни на одном историческом фото 19 – начала 20 веков нет даже намека на рог у зверей. Положение ушей, прочие особенности доказывают, что эти звери конкретно означают кого-то. Знакомство с древнерусской художественной традицией делает этих зверей узнаваемыми. Также я сомневаюсь в версии, что здесь на башне какая-либо правильная западноевропейская смысловая композиция, связанная с завершенным и логически связанным сюжетом (например, лев (символ солнца) и единорог (символ луны)). Да, первоначально Галовей мог это создать, как потом через век папский посол и архитектор Николла Микетти в планировке Петергофа. Но русские мастера после пожара поставили свое на Спасской башне.

Зная про московских родственников кузнецкого волка с печати острога, не могу не помечтать об украшении подобными скульптурами допетровской Руси общественных мест города и области. Уверен, что нужны копии этих волков для музеев города. Они просятся на боковые бетонные ограждения торца насыпи новокузнецкой мэрии. Поскольку символика Кузнецка тогда имела региональный статус, то всё это надлежит использовать и на нашем земельном уровне. Эстетика Московского царства имеет свою первозданную прелесть и найдет широкий отклик в сердцах наших граждан. Нас не должна смущать её некая условность и упрощенность. Знаю, что такой формат более доходчив в плане восприятия.


Впервые опубликовано в сокращенном виде: http://novotv.ru/news/5381



Tags: Кремль, Кузбасс, Кузнецк, Москва, Полухин, геральдика, история России
Subscribe

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 95
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments