matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Даёшь Кузбасс! 6+



1 апреля — 10 мая 2021

Выставка, приуроченная к юбилею одного из главных промышленных центров России, представляет неожиданный срез изобразительного искусства XX — начала XXI века. Третьяковская галерея в рамках проекта «Золотая карта России» на протяжении многих лет регулярно показывает в своих стенах произведения из лучших региональных художественных собраний. Особенность настоящей выставки заключается в том, что на ней экспонируются произведения на индустриальную тему из двух основных художественных музеев региона — Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея. Экспозиция дополнена работами из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного центрального музея современной истории России, Российской государственной библиотеки и Государственной Третьяковской галереи.

Важнейшее значение проекта — он демонстрирует преемственность традиции обращения к индустриальной тематике в отечественном изобразительном искусстве и переосмысление ее в творчестве молодых современных художников.


Кузбасс — это не только один из крупнейших в мире угольных бассейнов, но и важнейший регион России, чье развитие было начато в эпоху Петровских преобразований. Конец XIX века был ознаменован настоящим экономическим прорывом, связанным с промышленной революцией. Именно тогда возникли идеи о создании в этом регионе второй после Донбасса угольно-металлургической базы страны. Планировалось, что Кузбасс станет сырьевой основой для всей уральской металлургии. Реализацию этих планов прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года. После завершения Гражданской войны был разработан комплекс мер, который позволил превратить Кузбасс в мощнейший индустриально-промышленный центр всей Сибири.

Невероятные масштабы строительства, развернутого в регионе, привлекли к себе изобригады художников, занятых в подготовке грандиозного выставочного проекта «Индустрия социализма». Открытие состоялось в 1939 году в Москве, и один из разделов экспозиции «Индустрия социализма» был посвящен промышленному развитию Кузбасса. Это была важная идеологическая акция, главной задачей которой было продемонстрировать успехи социалистического строя и прославить партийное руководство. Но по прошествии многих лет, когда политическая составляющая утратила свою значимость, в картинах, созданных в ту эпоху, на первый план вышли темы, рассказывающие о самоотверженном труде простых людей.

Сейчас основной корпус работ с выставки «Индустрия социализма» хранится в фондах Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в Москве. С помощью каталога 1939 года в рамках подготовки к выставке сотрудникам Третьяковской галереи удалось определить ряд важнейших работ из раздела, связанного с индустриализацией Кузбасса. Например, монументальное полотно Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса», созданное художником по личным впечатлениям от творческой командировки в Прокопьевск на один из крупнейших рудников. Центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса» включена в экспозицию «Даёшь Кузбасс!». Полотно впервые за многие десятилетия предстанет перед публикой после окончания реставрационных работ, проведенных специально к открытию выставки.

Центральным произведением выставочного проекта «Даёшь Кузбасс!» был выбран плакат выдающегося советского художника Александра Дейнеки «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931) из собрания Российской государственной библиотеки. Призыв, сформулированный художником в начале 1930-х годов, когда самоотверженный труд простых людей позволил совершить мощный рывок и поднять промышленность страны, сегодня также актуален. Поэтому организаторы выставки вынесли название плаката Дейнеки в заглавие масштабного выставочного проекта.

По замыслу кураторского коллектива экспозиция имеет три основных раздела. В первом представлены произведения искусства эпохи индустриализации, созданные художниками в 1920–1930-х годах. К этой части относятся работы из фондов РОСИЗО, и, в частности, уже упомянутая, специально отреставрированная центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса». Также в этом разделе представлены ставшая хрестоматийной картина Петра Котова «Кузнецкстрой. Домна № 1» из коллекции Третьяковской галереи, плакат Александра Дейнеки «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» и ряд других произведений из кемеровских, новокузнецких и московских собраний.

Второй раздел экспозиции демонстрирует работы 1960–1980-х годов, выполненные преимущественно мастерами местной художественной школы и приезжавшими в регион художниками, такими, например, как Алексей Гландин и Борис Плёнкин. Интерес привлекут произведения Иннокентия Кузнецова, Александра Кирчанова, Людмилы Акцыновой, а также графика Александра Ананьина и Алексея Гордеева. Художники этого поколения стремились выразить пафос своего времени в крупных и лаконичных живописных, графических и скульптурных произведениях, в центре которых находился человек. В истории искусства эти работы объединены общим понятием «суровый стиль» — от сурового выражения лиц героев картин, готовых к новым великим свершениям, полных решимости и уверенных в своих силах. В этой части экспозиции зрители смогут познакомиться с работами скульптора Бориса Плёнкина, который впервые попал в Новокузнецк в конце 1950-х годов и на протяжении нескольких лет возвращался на Кузбасс для завершения своего монументального скульптурного цикла «Рабочий класс». Центральное место в этом разделе займут две знаковые работы из коллекции Новокузнецкого художественного музея и Музея изобразительных искусств Кузбасса: «Трудовые люди Кузбасса» (1964) Алексея Гландина и «Грабари на Кузнецкстрое» (1968) Иннокентия Кузнецова.

Третий раздел выставки посвящен современному искусству. Зритель увидит произведения Павла Отдельнова, Егора Плотникова и Ильи Гапонова. В 2007 году Отдельнов и Плотников отправились в творческое путешествие для изучения Новокузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов. Целью поездки стало переосмысление опыта художников 1920–1930-х годов. Другой участник выставки — уроженец Кемерово Илья Гапонов, выпускник кемеровской художественной школы, получивший художественное образование в Санкт-Петербурге и Париже. Первыми героями его картин стали шахтеры, написанные кузбасслаком — раствором каменноугольной смолы, полученной при разработке горных пород на Кузбассе. Выбор этого сугубо технического материала в качестве художественного средства позволило Гапонову совершить прорыв в традиционной монументальной живописи. Специально к выставке Илья Гапонов создал мурал (монументальное живописное произведение) «Кузбасс параллельный» (2021, 5 × 15 метров), который размещен в фойе Новой Третьяковки и предваряет проход на выставку «Даёшь Кузбасс!».

Выставка дополнена инсталляцией, на которой представлен фотоархив Спиридона Бывшего (1891–1937). Это уникальный фоторепортаж со строительства одного из главных объектов первой пятилетки — Коксохимзавода в Кузбассе (в то время называвшемся Щегловск). На протяжении нескольких лет — с 1929 по 1932 год он фиксировал создание первого за Уралом коксохимического завода. Фотохроника отражает все этапы строительства — от закладки фундамента до запуска предприятия.

Выставка «Даёшь Кузбасс!» откроет для московской публики новые имена художников и познакомит с работами мастеров разных поколений на индустриальную тему. Это самая крупная тематическая подборка художественных произведений, отражающих историю и культуру Кузбасса.
























Tags: Кузбасс, Москва, выставка, картины, музей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 98
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment