matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2021)



Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март-апрель 2021 года.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».


Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Незадолго до публикации настоящего исследования ушёл из жизни наш эксперт, которого с «Национальным рейтингом» связывали многие годы сотрудничества, известный политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Васильевич Шуклин. Участники проекта «Национальный рейтинг» выражают соболезнование родным и близким покойного.


Владимир КЛИМАНОВ
Экономист. Директор института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС


Начало 2021 года для нашей страны характеризовалось переосмыслением года минувшего. В целом ситуация оставалась во многом неопределённой.

Итоги 2020 года оказались для субъектов Федерации одновременно и хуже ожидавшихся, и лучше – прежде всего в силу того, что объём финансовой помощи из Центра за год вырос более чем в полтора раза. Аналогичная двойственность была и в части продолжающейся пандемии, не столь уже опасной, как ранее, но ещё сохраняющейся и требующей дополнительного учёта рисков в деятельности органов власти и отдельных предприятий.

Почти все субъекты Федерации вступили в 2021 год с утверждённым дефицитным бюджетом, но закончили первый квартал в большинстве – с текущим профицитом. Экономика стала оживать, но многочисленные негативные явления оставались. Карантинные меры ослабли, и акцент был сделан на агитацию за вакцинацию.

В начале года в регионах стала проявляться политическая активность, связанная с началом выборной кампании 2021 года в Государственную Думу.

Ожидавшиеся новые отставки действующих губернаторов произошли только в конце марта – начале апреля. Причём первая из них – это арест из-за коррупционного преследования пензенского губернатора И. А. Белозерцева. Другие отставки – уход губернаторов-старожилов Ш. В. Кара-оола в Тыве и С. И. Морозова в Ульяновской области, а также В. З. Битарова в Северной Осетии.

Из «текущих» губернаторских новостей в марте-апреле запомнились также сохраняющаяся лидерская позиция мэра Москвы С. С. Собянина; новая роль руководителей комиссий Государственного Совета РФ, прежде всего А. Л. Текслера из Челябинской области, возглавляющего комиссию по экономике и финансам; неординарное обращение красноярского губернатора А. В. Усса, попросившего у федерального центра 190 млрд рублей; постоянная активность М. В. Дегтярева в Хабаровском крае.

Понятно, что новая дискуссия о роли субъектов Федерации развернулась сразу после послания президента РФ, в котором отдельный большой блок был посвящён региональному долгу, а также другим вопросам, связанным с развитием регионов – экологии, инвестициям, туризму.

Михаил БОЧАРОВ
Социолог, заместитель генерального директора Института региональных проблем


Мы плавно входим в период транзита власти. Отставки губернаторов в нынешнее время, подходящее для этого, знаменуют предвыборный период в Госдуму.

8 апреля Сергей Морозов объявил об уходе с поста главы Ульяновской области. Занимавший этот пост с 2004 года, он сообщил о желании принести региону больше пользы в качестве депутата нижней палаты парламента. Сенатор Алексей Русских сменил Морозова на посту губернатора.

Отмечу, что без смены ульяновского губернатора партия власти могла столкнуться с проблемами на сентябрьских выборах: там можно было получить протестное голосование. Люди голосовали бы против «Единой России» для того, чтобы избавиться от надоевшего губернатора.

Ранее заявление по собственному желанию подал и экс-глава Тывы Шолбан Кара-оол, руководивший республикой с 2007 года. В тот же день мэр Кызыла Владислав Ховалыг принимал дела у бывшего главы Тывы.

Полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло возглавил Северную Осетию — вместо Вячеслава Битарова, руководившего республикой более пяти лет и также ушедшего в отставку.

До выборов в Госдуму осталось мало времени, а значит, у назначенных врио будет очень немного времени для проведения кампании и подготовки к голосованию. Важно, чтобы новые руководители успели что-то показать и не наработали антирейтинг. В ряде регионов нужно успеть провести губернаторские выборы в этом году и создать там позитивные настроения. Нельзя повторить историю, аналогичную эпизоду с Иваном Белозерцевым, экс-главой Пензенской области, обвинённым во взяточничестве.

Смена губернаторов продолжится. На очереди – слабые губернаторы. Это, например, Бату Хасиков («Единая Россия») в Калмыкии. В сложившейся ситуации федеральный центр, вероятно, постарается уравновесить регионы по партийному признаку, поэтому некоторые губернаторы от системной оппозиции тоже могут лишиться своих постов. В зоне риска практически все губернаторы от КПРФ. По данным рейтинга Администрации Президента РФ, Валентин Коновалов (глава Хакасии) показывает откровенно слабые результаты деятельности, Андрей Клычков в Орловской области тоже слаб – против него играет и фактор его публичных отношений с Белозерцевым.

Похожая ситуация складывается для ЛДПР – у Владимира Сипягина во Владимирской области слабые позиции.

Утечки из штаба «Единой России» говорят о том, что примерно 50 губернаторов могут возглавить списки «Единой России» на выборах в Госдуму. Это в 2,5 раза больше, чем на выборах 2016 года. Речь, прежде всего, идёт о губернаторах, которые возглавляют региональные отделения партии, а также о главах регионов, имеющих партбилеты. Главный критерий — у губернатора должен быть высокий рейтинг.

Справочно.

В настоящее время в «Единой России» состоят 60 из 85 глав субъектов РФ. Региональные отделения «единороссов» возглавляют 25 губернаторов. 17 глав субъектов РФ — беспартийные (из них двое — губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и глава Волгоградской области Андрей Бочаров — имели статус сторонников «Единой России», но приостановили его в 2012 году), восемь — представляют другие партии.

Александр ГНЕЗДИЛОВ
Член федерального политического комитета партии «Яблоко». Главный редактор Smart Power Journal


Институт губернаторства в России по целому ряду причин находится сегодня в сложном положении.

​Прежде всего, главы регионов зависли между положением назначенного сверху чиновника и статусом лица, избираемого народом. С одной стороны, президент может уволить любого из них и назначить на длительный срок исполняющего обязанности, не советуясь ни с населением региона, ни с региональным парламентом. С другой стороны, главы субъектов Федерации должны рано или поздно проходить через избирательные кампании.

​Сам характер этих кампаний также достаточно двусмыслен. С одной стороны, за счёт муниципального фильтра избирательная борьба практически всегда фиктивна. На примере кампаний по выборам мэра Москвы 2013 и 2018 годов мы видим, насколько велика разница между кампанией, где муниципальный фильтр исключил участие сильных оппозиционных кандидатов (2018), и по-настоящему конкурентными выборами.

​При этом даже фиктивный характер кампании не защищает глав регионов от таких ситуаций, как в 2018 году, когда в 4 регионах (Владимирская область, Хакасия, Хабаровский и Приморский края) действующие губернаторы проиграли. Конечно, у каждого из этих поражений была своя предыстория с ошибками в управлении регионом и в ведении избирательной кампании. Но нельзя не заметить, что эта беспрецедентная серия поражений произошла сразу после абсолютно антисоциального и ненужного решения президента, правительства и парламента о повышении на 5 лет пенсионного возраста в России. Именно потому, что губернаторы воспринимались как ставленники Кремля, удар по ним стал для населения 4-х регионов также возможностью поставить свою оценку работе президента и правительства страны.

​Люди выбирали самого приемлемого из остальных кандидатов, лишь бы не голосовать за представителя власти, которая провела грабительскую пенсионную реформу. Повторения таких «референдумных» голосований нельзя исключать и в дальнейшем.

​Это тем более так, что нынешняя федеральная бюджетная политика ставит многие регионы и их руководителей в трудное положение. Например, получение средств из федерального центра на выполнение «майских указов» 2012 года увязывалось с проведением «оптимизации», то есть сокращения числа работников и учреждений социальной сферы. Последствия этой губительной политики ощутили на местах сразу. Но особенно сильно этот курс на сжимание бюджетной сферы и на рост зарплат для одних за счёт увольнения других ударил по стране в 2020 году, когда началась пандемия коронавируса.

​Кроме того, главы регионов оказываются самой удобной мишенью для показательных антикоррупционных мероприятий федерального центра. Специфика их работы внутри сложившейся в РФ с 1990-х годов системы власти делает их лёгкой добычей, козлом отпущения на чёрный день, и привлекательность этой работы заметно снижается, должность для очень многих рискует оказаться трамплином в тюрьму. Одновременно такое количество уголовных дел против губернаторов показывает, насколько плохо у президента с кадровым резервом.

​Выходом могло бы стать восстановление полноценной выборности глав регионов. Это позволит открыть социальные лифты для талантливых региональных политиков, которые пользуются широкой поддержкой избирателей. Конечно, на этом пути избиратели тоже будут неизбежно совершать ошибки — но это и есть школа демократии, которая выращивает в обществе ответственность, делает его по-настоящему гражданским.

Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»


Послание президента Федеральному собранию уже влияет на деятельность губернаторского корпуса. Многие KPI для глав субъектов РФ пока не жёстко формализованы, но часть из них определена.

Начнём с того, что президентом была озвучена очень важная инициатива по работе с долгами регионов. Присутствующие на послании, которые находились рядом с губернаторами, говорят, что те вздохнули с облегчением – в прямом смысле. Это не фигура речи, а реальная серьёзная помощь регионам. Последующие заявления по посланиям и премьера Михаила Мишустина, и главы Минфина Антона Силуанова, говорят о следующих вещах. Во-первых, на все озвученные социальные инициативы (они будут в приоритете) деньги есть и будут выделены в кратчайшие сроки. Последующее заявление Михаила Мишустина можно трактовать так, что это задача не на год.

Мы жили в логике, когда обращением к Федеральному собранию и другими обращениями президента обозначаются планы для глав регионов на годовой цикл. Сейчас этот цикл короче, все эти инновации нужно провести в сжатые сроки. Для этого есть ресурсы и полномочия, прочерчены чёткие направления, определены группы, которым в первую очередь должна быть адресована помощь, и определены цели и задачи в рамках национальных целей и национальных проектов. То есть логика дальнейших действий губернаторов очевидна. Те, кто не сможет встроиться в этот темп и пройти по выполнению этих задач – по ним будут сделаны выводы. Поскольку выполнение поставленных задач начинается уже сейчас, выводы могут быть сделаны гораздо раньше, чем выступление осенью, окончание годового цикла и так далее.

Отдельным вопросом, поскольку это не было упомянуто в послании детально, остаётся участие губернаторов в кофедеральной избирательной кампании в Госдуму. В 11 регионах проходят губернаторские, а в части ещё и местные выборы. Это тоже очень важно, политические задачи у губернаторов тоже есть. И то, что часть губернаторов возглавит партийные списки Единой России – говорят о цифре 50, но я думаю, что она будет больше. Это и помощь в проведении, помощь в наблюдении, обеспечении прозрачности, чистоты и соблюдения законности всех электоральных процедур. Это тоже задача этого года. Объяснение региональной власти, что «я занимался организацией социальной помощи, поэтому меньше внимания уделял подготовке к выборам в Госдуму» или наоборот – «я сосредоточился на обеспечении кампании голосования в Госдуму и поэтому часть социальных направлений провисла» — такие объяснения не будут восприняты, за ними совершенно точно последуют управленческие решения.

Отдельно стоит упомянуть инициативу по газу. Этот проект много лет находится в повестке и вызывает вопросы и по центральному федеральному округу, и по другим округам. Теперь инициатива в руках президента, и обеспечение полной газификации регионов – важнейшая задача, которая для губернаторов является одновременно и помощью, и вызовом, потому что задача серьёзная.

Безусловно, губернаторы входят в новый для себя период. Он ещё более жёсткий, чем предыдущий, поскольку он короче, полномочий больше, заданных направлений работы больше. А времени, а также возможности на какую-то дополнительную самодеятельность, например, усилий для популярности собственного образа, уже нет. Все всему были должны научиться: инструментам прямой коммуникации с жителями, созданию эффективных механизмов оказания социальной помощи группам населения, другим направлениям. Поэтому времени у них не очень много, выводы они должны делать быстро и брать успешный опыт регионов, где часть этих задач уже решена – такие тоже есть.

Отдельной строкой, конечно, остаётся коронавирус. Губернаторам надо и уследить за ситуацией по заболеваемости, и обеспечить коллективный иммунитет, популяризируя вакцинацию насколько это возможно. Эту проблему надо решать всем вместе и оперативно, чтобы вытянуть те показатели, которые заявлены.

Алексей МАРТЫНОВ
Политолог, директор Института новейших государств


С предыдущего послания президента прошёл непростой пандемический год, и в регионах разные губернаторы справились с ним по-разному. Хотя в среднем по стране коронавирус удалось если не победить, то системно подчинить своей воле. Мы не мечемся в бесконечных локдаунах, как крупнейшие европейские страны, и система работает.

В этот год один из критериев оценки работы губернаторов – как регион справился с соответствующими мерами. И не только с формальной или статистической точки зрения, но и с точки зрения морального здоровья граждан, населяющих эти регионы. Кроме снижения заболеваемости, для глав регионов было важно ещё пройти между Сциллой и Харибдой. Как мы это видели в Москве, например, меры настолько достаточные, чтобы не перейти черту, за которой – резкое недовольство и неприятие. Кстати, мы это видим и в ведущих европейских странах – посмотрите на Германию.

В целом губернаторский корпус с задачей справился, ведь именно на глав регионов была возложена координация событий, им были даны расширенные полномочия для принятия оперативных решений. Президент в послании тоже говорил о том, что ситуация с коронавирусом – важный оценочный критерий.

Второй региональный аспект в послании был очень ярко выражен. О чём бы ни говорил президент, он всегда говорил, что очень важно в равной степени распространять все практики на все регионы. Он произнёс формулу: «Без развития регионов нет развития страны». Это напрямую касается губернаторов. С одной стороны, это значит максимальное содействие федерального центра, реструктуризация кредитных задолженностей региона, которые остаются в наследство, как правило, с прошлого, а то и позапрошлого губернатора. К сожалению, была такая практика кредитования целых регионов, в том числе, в коммерческих банках, что само по себе странновато. А теперь принято решение о реструктуризации этих задолженностей. Дают казначейские кредиты под очень низкий процент на программу развития. И ещё много нюансов, связанных с региональной властью, региональным развитием, тем, что находится в ведении губернаторов.

Я присутствовал на этом послании: все губернаторы, бывшие в зале, громко аплодировали, когда президент обо всем перечисленном вёл речь. Для них это очень важно, это серьёзное подспорье.

Но это, с одной стороны, пряник. А с другой стороны, повышаются меры ответственности. Создавая условия, федеральный центр требует высоких темпов развития регионов. Это касается и инфраструктурного развития, и социального развития, и развития здравоохранения и образования, доступных для каждого вне зависимости от социального статуса. Государство здесь тоже много делает, но многое ложится на плечи руководителей регионов.


Первая группа рейтинга




Сергею Собянину (город федерального значения Москва) предрекают выполнение функции «паровоза» – с большой долей вероятности он возглавит территориальную группу «Единой России» на сентябрьских выборах в Госдуму. Такая уверенность у экспертов есть в отношении только нескольких губернаторов, так как главный критерий для возглавляющего список главы региона – убедительный личный рейтинг. «ЕР», в свою очередь, надеется, что номер первый их списка поможет в Москве рейтинговым позициям самой партии власти.

Городские власти, после удачной кампании по вакцинации, сообщают и о стабилизации экономической ситуации. Это подтверждается, к примеру, ростом объёмов торговли и услуг: выручка таких предприятий в 1 квартале выросла относительно 2020 года на 18%, непродовольственная торговля приплюсовала более чем 20%. Правительство Москвы прогнозирует рост экономики в 2021 году до 4,5%. Однако не все эксперты разделяют подобный оптимизм. Так, столица вошла в число 17 регионов, которые завершили первый квартал с дефицитом бюджета, при этом продемонстрировав самый большой минус (–61,8 млрд руб.).

Сергей Собянин в исследуемый период демонстрировал уверенность в завтрашнем дне города, по традиции активно участвуя в разного рода «открытиях»: нового производства эндопротезов на базе ФГУП «ЦИТО», станций метро «Народное ополчение» и «Мнёвники» и т. д. – география и перечень торжественных мероприятий с участием градоначальника обширны. Эксперты отметили, что, очевидно, следуя актуальным коммуникативным трендам, Сергей Собянин стал чаще обращаться к неформальной лексике. Так, он пообещал, что вторая волна реновации в Москве будет «круче и больше», чем первая. Справедливости ради следует заметить, что многие наблюдатели, а также значительная часть москвичей, «крутой» не считают и первую волну реновации.

Репутационный ущерб, хотя не радикальный, Сергею Собянину был нанесён его подчинёнными. Арестованы: заместитель главы столичного департамента экономической политики Леонид Кострома, первый замдиректора ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Дмитрий Рославцев, начальник организационно-планового отдела того же ГБУ Максим Самылов. Следствие считает, что они вступили в преступный сговор с целью получения более 5 млн рублей от предпринимателя за оказание содействия в сдаче-приёмке выполненных работ. Ряд экспертов полагают, что истинные причины произошедшего следует искать во внутренних противоречиях различных групп влияния в мэрии, министерстве экономического развития РФ и корпорации малого и среднего предпринимательства.

Эксперты сходятся в том, что в ближайшей и среднесрочной перспективе положение Сергея Собянина зависит от прохождения столицы через сентябрьскую избирательную кампанию. По имеющейся информации, Сергей Собянин в преддверии выборов проведёт серию встреч с москвичами, в которых примут участие поддерживаемые мэрией кандидаты. Наблюдатели напоминают, что он уже возглавлял московский список «ЕР» на выборах в Госдуму в 2011 и 2016 годах, однако после этого дистанцировался от партийных дел.

В итоге Сергей Собянин в «Национальном рейтинге» остаётся на прежней позиции.

Политические позиции Александра Беглова (город федерального значения Санкт-Петербург) в рассматриваемый период заметно укрепились. Предложение отправить спикера законодательного собрания Вячеслава Макарова в Государственную Думу, дабы он продвигал на федеральном уровне петербургские мега-проекты, оживило политическую атмосферу Северной столицы и в очередной раз вывело противостояние губернатора и спикера из стадии перемирия. Вячеслав Макаров в ответ инициировал запрос фракции «ЕР» заксобрания губернатору относительно якобы планируемого строительного проекта на Петроградской стороне. Вячеслав Макаров уверен: девелоперский проект, если он состоится, нарушит права петербуржцев, которые уже обеспокоены перспективой этой уплотнительной застройки. По информации председателя парламента, на проданном по цене ниже рыночной земельном участке по Левашовскому проспекту хотят возвести апарт-отель с коммерческими помещениями и встроенной подземной автостоянкой.

Впрочем, секретарь генсовета «ЕР» Андрей Турчак впоследствии подтвердил: Вячеславу Макарову придётся участвовать в выборах депутатов Госдумы. Большинство наблюдателей считают: выгодополучатель такого исхода – Александр Беглов, который наконец-то нейтрализует второй центр силы в городе. На участие в праймериз «ЕР» подал документы вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко, озвучивший намерение баллотироваться в городское заксобрание. Многие наблюдателями полагают, что именно Николай Бондаренко рассматривается Александром Бегловым как будущий спикер парламента.

Острота ситуации с коронавирусной инфекцией в городе не снижается. Власти не исключают третьей волны ковида, её предотвращение Александр Беглов назвал главной задачей и продлил эпидемиологические ограничения до конца апреля. Эксперты отмечают, что один из рисков в этих условиях как для горожан, так и для губернатора – ПМЭФ-2021, подготовка к которому продолжается. Александр Беглов сообщил, что высокая востребованность форума требует соблюдения дополнительных протоколов эпидемиологической безопасности, и, к примеру, волонтёров будут набирать только из числа привитых или имеющих иммунитет.

Несмотря на то, что положение самого Александра Беглова многие эксперты не считают прочным, перспектива перевода Вячеслава Макарова «на работу в Москву» послужила основанием для заметного роста его позиций в «Национальном рейтинге».

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев сохраняет прочные позиции в лидирующей группе российского губернаторского корпуса.

Одним из значимых факторов в этом стали состоявшиеся выборы мэра столицы республики, победу на которых одержал представитель партии «Единая Россия» Евгений Григорьев. Важно, что в преддверии выборов депутатов Государственной Думы новый мэр Якутска был избран прямым всенародным голосованием в конкурентной борьбе, что говорит о прочности позиций «партии власти» в регионе. Среди главных задач для Евгения Григорьева Айсен Николаев обозначил успешное выполнение национальных проектов в Якутске.

Глава Якутии последовательно ведёт работу по реализации важнейшего для республики инфраструктурного проекта – строительству моста через реку Лена. Состоялось несколько встреч Айсена Николаева с вице-премьером Правительства РФ Маратом Хуснуллиным, в ходе которых высокопоставленный федеральный чиновник подтвердил поддержу важнейшего для республики проекта. Положительное заключение по нему вынесла и соответствующая Правительственная комиссия. Кроме того, предложенные Президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию меры по развитию регионов позволяют Якутии претендовать на получение государственных инфраструктурных кредитов, что также позитивно скажется на реализации проекта по строительству Ленского моста.

Эксперты также отметили указ главы Якутии о развитии здравоохранения республики и объявлении «Десятилетия здоровья» в крупнейшем российском регионе. Меры, предпринимаемые на этом направлении главой и правительством республики, приносят свои результаты. В регионе развернута и планомерно ведётся вакцинация населения, активно строится целый ряд крупных медицинских учреждений, реализуется комплекс мер по повышению доступности и качества здравоохранения для жителей республики.

Активные усилия Айсена Николаева по развитию промышленного потенциала Южной Якутии подкреплены прямыми поручениями Президента РФ Владимира Путина правительству страны по развитию железнодорожной сети восточной части страны. По мнению аналитиков, модернизация и повышение пропускной способности Транссиба и БАМа благотворно скажутся на социально-экономическом положении Республики Саха (Якутия).

В пользу эффективности работы Айсена Николаева по социально-экономическому развитию Якутии также говорят обнародованные благоприятные статистические данные об уровне зарплат в малых и средних населённых пунктах региона и доступности ипотеки в республике. По этим показателям Якутия заняла, соответственно, 7-е и 8-е места по Российской Федерации.

Более частным сюжетом, вызвавшим, тем не менее, оживленную положительную реакцию экспертов, стала перспектива создания в Якутии мамонтовой отрасли. Причём речь идёт не о традиционном сборе и обработке мамонтовой кости, а о перспективах клонирования и разведения ископаемых животных. Разумеется, этот проект – перспективный, но специалисты подтвердили, что его реализация вполне возможна уже при жизни нынешнего поколения.

В итоге глава Якутии сохраняет свое положение в группе лидеров «Национального рейтинга».


Далее здесь



Tags: Россия, губернаторы, рейтинг
Subscribe

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 98
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments