matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Тайна Боровицких ворот

Миллионы людей проходили мимо, не подозревая, что сверху на них смотрит древнейший герб государства


Герб на Боровицких воротах Кремля. Фото: Дмитрий Петров/Родина

Неизвестный всадник

В морозный февральский полдень я шел на совещание в архитектурный отдел Музеев Московского Кремля. Но не по западной стороне Большего Каменного моста, как обычно, а по восточной, ближе к Кремлю. Может быть, поэтому мне и бросились в глаза три белокаменных блока на углах Боровицкой башни и проездной стрельницы. Да и летняя зелень не мешала. Конечно, до этого я видел эти блоки множество раз, но только сейчас зацепился взглядом за некие изображения. Причем, на угловом фигура напоминала двуглавого орла.

На следующий день я пришел к Боровицкой башне, вооружившись фотоаппаратом. И - о чудо! Без всякой оптики я увидел на северной пилястре проездной стрельницы, прямо над входной калиткой в Кремль, изогнутый щит, а на нем бородатого всадника с саблей в поднятой руке!



Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Каменный блок на южной пилястре был виден намного хуже. Но и на нем распознавались две фигуры (лев с мечом и крылатый змий), выполненные с мелкими деталями.


Фото: Михаил Метцель/ТАСС

А к третьему блоку с двуглавым орлом на юго-западной пилястре четверика Боровицкой башни подойти близко было невозможно из-за режима охраны. Но выручила хорошая оптика.


Фото: Дмитрий Петров/Родина

Вернувшись домой, я вывел фотографии на монитор компьютера. Увеличил. И испытал шок!

Сенсационная фотосъемка

Я увидел фигуру двуглавого орла под короной на гербовом щите, обрамленном лентами. Иконография гербового изображения была настолько необычна, что для уточнения деталей мои сотрудники, И.С. Смирнов и М.С. Егоров провели две "фотосессии" (с последовательным усилением оптики фотокамеры). Причем, Смирнов (человек бесстрашный, прошедший войну в Южной Осетии) в желании приблизиться к объекту съемки зашел слишком далеко в зону режима охраны, нарвался на неприятности.

Но успел сделать снимки!

Изумление от увиденного было столь велико, что заставило меня углубиться в историю вопроса. И тщательно изучить традиции изображения русского двуглавого орла в XVI-XVII ввеках. А заодно формы и изображения в итальянской геральдике конца XV века. Удивление нарастало: двуглавый орел с Боровицкой башни не был похож на все известные изображения русского государственного символа того времени.


Печать Ивана III. 1497 г. Фото: Родина

Во-первых, одна большая корона и распушенный хвост орла не "встраивались" ни в один из периодов допетровского времени.

Во-вторых, никак не соответствовал русской традиции гербовый многоугольный щит с развевающимися лентами и колокольцами; подобные щиты стали использоваться только в конце XIX века в зданиях стиля "неоренессанс".

В-третьих, и щиты, и ленты были выполнены в горельефе столь высоком, что между лентами и за щит можно просунуть руку. Это также несвойственно для русской пластической манеры вплоть до начала XVIII века.

В-четвертых, гербы над воротами и на углу башни, совершенно не характерны для приемов русской фортификации.

Разгадка пришла из Италии.

Итальянский след

Да, приведенные выше обстоятельства были совершенно обычными для Италии 1460-80-х годов. Изогнутый шестиугольный щит, "testo di cavallo", был популярен в период понтификата Сикста IV (1471-1484), выдавшего Зою Палеолог замуж за московского государя Ивана III. А ленточки с косичками и круглыми колокольчиками украшали в то время почти каждый гербовый щит в Италии.

Поскольку теоретически Боровицкие гербы могут датироваться годом постройки башни (1490), они на 7 лет старше (!) официально признанного древнейшего изображения двуглавого орла на печати Ивана III. Но меня терзал "червь" сомнения: а не изваяны ли гербы в период достройки башни в 1680-х гг. при Федоре Иоанновиче? Или при реставрации 1805-1817 г., когда башня получила модный в то время "готический" декор? Или при строительстве Большего Кремлевского дворца в 1838-1849 гг.?

Первое было отброшено по стилистически соображениям. Второе, - по бюрократическим (невозможно представить, чтобы кто-то решился без обсуждения и царского соизволения поместить на ворота государственной резиденции непонятные гербы). Третье - по совокупности уже сказанного.


Гравюра А. Дюрана Фото: Родина

Зато удалось установить, что самая ранняя фиксация гербов на башне относится к рубежу 1830-40-х гг. (гравюра А. Дюрана и акварель Й.А. Вайса). А Н.В. Султанов, замечательный архитектор и историк русской архитектуры, автор монумента Александру II в Московском Кремле, до революции засвидетельствовал, что гербы "уцелели на Боровицких воротах по обеим сторонам въездной арки, куда они были занесены итальянцами, строителями Кремля...".


Вайс Й.А. Фото: Государственный русский музей

Для Султанова это было важно, т.к. точно такие же по форме и аксессуарам гербовые щиты он поместил на углы огромной, выходящей к Москве-реке цокольной стены монумента императору. Архитектор зафиксировал итальянский след гербов в книжечке под названием "Памятник императору Александру II в Кремле Московском". (СПб., 1898). Но памятник был снесен в 1928 году, а чтение подобных книжечек в советское время не приветствовалось...

Поразительно: за 150 лет изучения геральдики и истории русского искусства никто не обратил внимания на три герба на стене официальной государственной резиденции. При том, что один из них - вероятно, древнейшее изображение герба государства! При том, что все русские и советские историки много раз бывали рядом с Боровицкими воротами, а с 1954 года и ходили через них...

Мои доклады на серьезных научных конференциях были встречены с большим интересом. Но главный вопрос - о подлинности рельефов - оставался открытым. И тут произошло еще одно чудо.

Управление по охране Кремля ФСО РФ дало разрешение на осмотр Боровицких блоков с подъемника!



Наедине с орлом

В октябре 2012 года вместе с реставратором Д.Е. Яковлевым мы два дня (работы проводились рано утром) осматривали блоки с площадки механического подъемника. Детально фотографировали, обмеряли... Визуальный осмотр позволил выявить детали, не видимые с земли. Выяснилось, что блоки, скорее всего, находятся на своих первоначальных местах, причем блок с двуглавым орлом со всех сторон окружен первоначальной кладкой1.

К сожалению, подтвердились и опасения, возникшие при изучении фотографий, - герб со львом и змием в аварийном состоянии, нижняя часть скульптур уже частично разрушена. Несколько крупнейших ученых-медиевистов (В.Л. Янин, Н.А. Макаров, А.А. Зализняк, Е.Н. Носов, П.Г. Гайдуков, А.А. Гиппиус, Вл.В. Седов, Л.А. Беляев) обратились к директору ФСО Е.А. Мурову. И вскоре комендант Кремля С.Д. Хлебников сообщил мне, что получено распоряжение включить гербы в программу реставрации стен и башен Кремля...

Каждый раз, проходя мимо Боровицких ворот, киваю, как старому знакомому, удивительному двуглавому орлу. Возможно, он открыл нам еще не все свои тайны...


Подробнее здесь



Tags: Кремль, Москва, архитектура, геральдика, история
Subscribe

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 95
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments