matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Ренессанс в Европе



Утверждение о том, что Ренессанс в Европе начался из-за наплыва в Италию византийских ученых и художников, бежавших от турок, я всегда считал просто фразой для галочки. Потому что Возрождение официально началось за 30 лет до падения Константинополя, а​ если посмотреть Википедию, то там вообще есть инфа о каком-то очень мутном для непосвященного​ меня итальянском протовозрождении еще 14 века.​ И вот, в скорее обзорной книге Ларса Браунворса я​ совершенно неожиданно получил ответы, почему мысль о византийских корнях Ренессанса абсолютно верна, и почему в Италии в 14 веке началось протовозрождение.​

Когда византийцы освободили Константинополь от крестоносцев, там началась очень своеобразная жизнь. Говоря грубо, византийцы в тот период были голодными, но очень талантливыми. Первое (по тому, что вспомнил, а не по важности).​ Они стали строить госпиталя абсолютно современного типа, с докторами обоего пола​ и —​ главное для темы Ренессанса с его вниманием к физиологии человеческого тела! —​ с моргами, где производились вскрытия в учебно-демонстрационных целях. Именно эту возрожденную античную моду на вскрытие трупов византийцы перенесли в Италию еще ДО​ падения Константинополя —​ все врачи​ Венеции​ (несмотря на плохие отношения),​ Генуи, Флоренции, Сиенны​ и Амальфи​ учились в этих госпиталях. А после падения византийские врачи переехали в итальянские университеты.


Второе. В константинопольском университете (он же​ Пандидактирион, он же Магнавра) в последние 200 лет существования Византии вернулась мода на алгебраическо-геометрическо-астрономические диспуты​ (не астрология!). К тому моменту там победила сферическая картина строения мира, было доказано, что скорость света быстрее скорости звука, плюс вернулись многие навороты древних математиков. Появилась мода на игры в цифры в сочетании с космогонией и проч. (вспомните Код да Винчи), которая по описанной выше схеме перенеслась в Италию и легла там на уже подготовленную почву ДО трагического​ 1453 года.​

Третье. Георгий Гемист Плифон (кстати, умер за год до падения​ Константинополя) написал​ написал гимн олимпийским богам. Есть мнение, что в Византии появилось неоязычество. В это​ сложно поверить, но мода на Древнюю Грецию появилась бесспорно. Вспомните, что рисовали и кого лепили итальянские мастера. Схема переноса —​ в первом абзаце. Повторюсь в очередной раз —​ еще ДО падения Константинополя.

Четвертое. Самый спорный лично для меня момент. У византийцев уже не было денег на строительство​ гигантских​ храмов​ и дворцов.​ Это было и не нужно, потому что главная​ задача​ того времени —​ отреставрировать все то, что было разрушено, сожжено или запущено при крестоносцах (когда греки​ ворвались в Константинополь, увидели город в руинах, дворцы стояли без крыш, многие стены были разобраны).​ Поэтому византийцы сосредоточились на реставрации. И тут появляются разные фрески и мозаики, которые предвосхитили живопись Микеланджело и прочих. В книге приводится пример Фресок Феодора Метохита в монастыре Хора.​ Я​ посмотрел (они на картинке), не нашел ничего общего, но я не искусствовед.

Подытоживая. Да, очень похоже, что корни​ Возрождения​ лежат в последнем периоде существования Византии. Часто бывает, что великие цивилизации расцветают перед своей кончиной. Вообще, когда речь заходит о Византии и всех, кто на нее нападал,​ всегда приходит на ум Гумилев .




Tags: Византия, Европа, Италия, культура, эпоха Взрождения
Subscribe

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 95
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment