matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Неизвестный Аркаим


Укреплённое поселение Аркаим. Аэрофотоснимок.

Что такое Аркаим? Очень многие люди в нашей стране и за рубежом слышали об Аркаиме как о неком очень значительном памятнике бронзового века. В общеобразовательных учебниках во Франции, в Испании Аркаим даже упоминается в школьной программе. В тоже время, Аркаим называют «местом силы», «прародиной» славян, «ариев» или индоевропейцев, «колыбелью человеческой цивилизации», название города связывается с именем Йимы, вследствие чего поселение объявляется ни много ни мало родиной Заратустры.

В 2013 году вышел фильм Михаила Задорнова и писателя Сергея Алексеева «Аркаим: стоящий у солнца», где «древние арии» представляются хранителями «энергий» и «сакрального, тайного знания», ныне забытых и для большинства непостижимых. «Арийская» версия также рассматривалась в литературно-телевизионном проекте «Хребет России». Безусловно, подобные мнения существенно разнятся с выводами исторической науки. Так что же такое «Аркаим» и почему так важно его исследовать? Об этом и о другом в данной заметке:



Укреплённое поселение Аркаим. Музеефицированный раскоп на двух жилищах

Возраст Аркаима составляет 4 тысячи лет. Сразу же стоит сказать о том, что на Урале, где и расположено, данное поселение, известны куда более старые археологические памятники. Уникальность же Аркаима в том, что он был создан по заранее продуманному плану, со сложной и многофункциональной архитектурой. Один из главных мифов, которым окутан Аркаим, это то, что он является древнейшим городом.

Аркаим – это не город, поскольку у Аркаима отсутствуют те структуры, которые должны быть присущи непосредственно городу. Нет зданий, которые были бы связаны со структурами власти, то есть административно-политического центра (нет дворца царя, ставки хана, резиденции и т.п), нет никакой выраженной храмовой постройки (религиозного центра). Перед нами представляются унифицированные длинные дома, в которых жили люди, без признаков имущественного расслоения. Исходя из сказанного, Аркаим – это крупное укрепленное поселение, но никак не город и уж тем более никакой не центр высших сил.


Реконструкция внешней стены древнего поселения на месте одного из аркаимских раскопов. Погребение сарматского воина и его жены. Реконструкция. Аркаим. Фотография взята из статьи Ивана Семьяна "Аркаим настоящий и вымышленный" - https://antropogenez.ru/review0/922/

Согласно доступным демографическим данным в Аркаиме проживало от 500 до 1000 человек на площади размером приблизительно 20 000 кв.м. Сравнивая с городами других восточных или западных цивилизаций, можно сделать вывод о том, что Аркаим наряду с этими поселениями был небольшим населенным пунктом. То есть, по меркам Северной Евразии являлся большим поселением, но если сравнивать с ближневосточными поселениями того же времени (эпохи рубежа XXI/XVIII вв. до н. э), то ни о какой масштабности говорить не приходится.

Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта. Памятник состоит из укреплённого городища, двух некрополей и останков древних пастбищ (загонов). Городище радиальной схемы, диаметром около 170 метров, состоит из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. По сути, городище представляло собой крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов.


Интерьер аркаимского дома. Музей древних производств. Погребение сарматского воина и его жены. Реконструкция. Аркаим. Фотография взята из статьи Ивана Семьяна "Аркаим настоящий и вымышленный" - https://antropogenez.ru/review0/922/

В этом городище жили и работали люди, а животные паслись за пределами городища, в том числе и в специальных загонах. Кольцевые стены и стены жилищ сделаны из брёвен, забитых глиной, и высушенных (необожжённых) глиняных кирпичей. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и мастерские. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство. В центре городища была площадь. Между стенами была кольцевая дорога, от этой дороги к центральной площади ведут прямые улицы. В городище имелась ливневая канализация с отводом воды за пределы городища.

Поселения аркаимского типа, в отличие от других поселений бронзового века Южного Зауралья, имеют свою специфическую особенность: сопряжённые стенки жилищ, располагающиеся в форме круга, овала или прямоугольника, довольно большой размер поселенческих памятников, которые, соответственно, не могли существовать долго на локализованной территории ввиду исчерпания природных ресурсов. Поэтому традиционно считается, что культура Синташты возникла в ходе витка индоевропейской миграции, проходящего по землям Южного Зауралья. Носители данной культуры не так долго жили на этих территориях. Вскоре они покинули свои поселения и отправились в другие степи.


Погребение сарматского воина и его жены. Реконструкция. Аркаим. Фотография взята из статьи Ивана Семьяна "Аркаим настоящий и вымышленный" - https://antropogenez.ru/review0/922/

Теория арийской (индоиранской) принадлежности жителей Аркаима и вообще людей культуры Синташты (и - более широко - Андроновской культурно-исторической общности), которая существует уже достаточно давно и в настоящее время считается наиболее распространенной и правдоподобной, косвенно подтверждается генетическим анализом, выявившим распространенность среди них гаплогруппы R1a1, которая, как известно, была характерна для индоиранцев (и вообще пра-индоевропейцев) и которую индоиранцы несли с собой, в частности, в Индию и другие страны, где они расселялись.

В настоящее время недостаточно данных, чтобы однозначно сказать являлись ли «синташтинцы» индоиранцами или уже иранцами,но большинство археологов-бронзовиков, на основе комплексного анализа доступных археологических и антропологических данных, все-таки поддерживает больше гипотезу степной прародины индоевропейцев.


Сарматская кочевница из Аркаима. Фото: Пресс-служба министерства культуры Челябинской области. Образ женщины воссоздавался в Уфе известным ученым - Алексеем Нечвалодой, сотрудником Уфимского научного центра Российской академии наук.

По найденным в могильниках черепам был также восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами. Антропологические реконструкции мужчины и женщины выставлены в Челябинском областном краеведческом музее и Музее природы и человека заповедника «Аркаим». Находки с раскопок памятника можно увидеть только в Музее археологии и этнографии ЧелГУ и в заповеднике «Аркаим», а также в рамках передвижных выставок. В любом случае, еще раз подчеркнем, что палеоэтническая реконструкция показывает, что жители Аркаима это индоевропейцы. Большинство исследователей считает, что это все-таки индоиранцы были, не разделившиеся еще, но уж точно никакие не славяне.



Аркаим – уникальный памятник. Но он уникальный не своими «сверхъестественными» свойствами изотерического толка или другой лженаучной ахинеи, а сохранностью исторического ландшафта и материальной культуры в целом, поскольку «перестройка» привела к отмене создания сельскохозяйственного кластера в этом регионе . Но развал СССР привел и к тому, что начиная с 90-х гг. XX века из Аркаима рисуют древний русский/славянский/славяно-арийский город, преподносят, как остаток доисторической сверхцивилизации или древнего космопорта пришельцев. Наука же доказывает не только обратное, но и в значительной мере расширяет наши знания о прошлом, на основе методов научного познания, а не фантазирования и спекуляции.

Учёные открыты к диалогу. Сегодня изучены значительные участки памятника. Определены типы строений, выявлен антропологический тип населения, особенности их культуры, проведены сравнительные анализы с другими памятниками этого времени . Аркаим — не древний город и не прародина славяно-ариев, это укреплённое поселение эпохи средней бронзы, населенное индоиранцами и в хорошо сохранившееся благодаря трагическим события второй половины 80-х гг. XX вв. И чтобы действительность преобладала над лженаукой нам необходимо применять меры – создавать наглядный и доступный научно-популярный контент (статьи, видео, образовательные фильмы, мероприятия), доносить информации до людей (родственников, друзей, соседей, учеников), способствовать организации исторических фестивалей и развивать археотуризм и палеотуризм. Люди в Западной Европе менее подвержены «лженаучным теориям» не потому, что «умнее», а потому со школьных лет участвуют в археологических экспедициях.

(c) Шишка Е.А.
из блога evshishka



Tags: Аркаим, археология, индоевропейцы, история, сарматы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg february 3, 2019 18:05 95
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments