matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Как делают итальянское стекло «миллефиори»



Миллефиори – одна из самых узнаваемых и ценных техник в производстве муранского стекла. Слово «миллефиори» в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», поскольку результат этой крополивой работы напоминает цветочный ковер на летнем поле.

Эту технику изобрели больше двух тысяч лет назад, но с тех пор несколько раз теряли и воссоздавали заново.




Впервые технология, которую сейчас называют «миллефиори», была применена в Древнем Египте, а античные греки и римляне переняли и усовершенствовали ее, научившись изготавливать очень сложные, многоцветные украшения и посуду, образцы которых дошли и до наших дней.


Чаша, Древний Рим, 1 век н.э.

После многовекового забвения миллефиори было заново «открыто» в 13-м веке нашей эры в Италии, а затем – еще раз, в конце 19-го, когда итальянский мастер Моретти в очередной раз догадался, как это устроено. Поняв, что основу составляют кусочки стеклянных прутков, в сечении имеющие цветочный орнамент, и проделав множество экспериментов, Моретти изготовил несколько точных копий древнеримской посуды, найденной в развалинах Помпеи.


Стеклянные изделия в технике миллефиори

Изделия Моретти имели столь большой успех, что многие итальянские компании принялись осваивать это направление. До недавнего времени сложный многоступенчатый процесс изготовление миллефиори было прерогативой итальянских мастеров, однако во второй половине 20-го века эта техника была удачно освоена японскими, китайскими и индийскими фабриками по производству художественного стекла и украшений.

Основой для получения стекла «миллефиори» являются «муррини» (или «муррины») – одиночные небольшие цилиндрики, полученные путем нарезания длинного стеклянного прутка, имеющего в сечении цветной, обычно цветочный или звездчатый орнамент.


Муррини нарезанные из стеклянного прутка, на срезе которого имеется цветной рисунок

Изготовление стеклянного прутка с орнаментом внутри – самый сложный и ответственный процесс в производстве миллефиори. Существуют два концептуальных способа получения цветных прутков: пошаговая отливка с помощью молдов (отливочных форм) и спекание узора из тонких одноцветных стеклянных прутиков.

В первом способе многоцветный стеклянный цилиндр создается пошагово, начиная с центрального цвета.

Стекло, которое будет серединкой будущего цветка, расплавляется и наматывается на длинный металлический стержень, чуть остужается, а затем опускается в молд (специальную вертикальную форму). Вынутая из молда остывшая стекольная масса, принявшая форму цветка или звезды, снова обматывается горячим стеклом другого цвета и опять погружается в молд побольше. Этот процесс продолжается до тех пор, пока многослойное стекло на стержне не примет в сечении тот орнамент, который задумал мастер.


Пошаговый алгоритм отливки в молде: обмотка стержня горячим стеклом (1), опускание в одну из форм - молдов (2), застывшая серединка, принявшая форму молда (3) и обматывание ее новым слоем стекла другого цвета (4).

Второй способ состоит в том, что мастер складывает толстый пруток с желаемым орнаментом на сечении из множества тонких прутиков разноцветного стекла. Затем эта своеобразная «вязанка» нагревается до полного спекания отдельных прутиков в сплошную массу, которая будет представлять из себя толстый цилиндр, на разрезе которого сохранится исходный узор. Второй способ более трудоемкий, но он позволяет делать асимметричные муррини с фигурками людей и животных, буквами и вообще любой картинкой по вкусу изготовителя.


Способ спекания толстого прутка из тонких цветных стеклянных прутиков позволяет создавать сложный орнамент на срезе

Далее толстый цилиндр цветного стекла, полученный первым или вторым способом, разогретый до эластичного состояния, с помощью специальных щипцов осторожно растягивается в стороны (иногда для этой операции требуются два мастера).

Свойства стекла таковы, что при растягивании рисунок внутри стекольного прутка сохраняется, но уменьшается в размерах, пропорционально утоньшению растягиваемого цилиндра. Так из короткого толстого прута получается тонкий длинный стеклянный стержень, на срезе которого остается уменьшенная копия орнамента, получившегося в цилиндре. Стержень нарезается на ломтики – это и есть муррини.


Изготовление стеклянного прутка-цилиндра с помощью молдов (1), растягивание цилиндра в тонкий прут (2-3), расламывание на отдельные ломтики - муррини (4).

Вот из этих ломтиков или чипсов складывают тарелку или вазу, и запекают в печи, чтобы муррини спеклись между собой и образовали ровную гладкую поверхность.


Муррини в масштабах ладони и готовая вазочка из них

В конце 19-го – начале 20-го века Италия производила тоннами так называемые «африканские миллефиори» - грубо выглядящие бусины для торговли с африканскими племенами, которые делались наспех из дешевого стекла, без всякого стремления к изяществу и гармонии.


"Африканские" венецианские бусины 1920-х годов

Эти бусины менялись на шкуры редких зверей, драгоценные камни, а иногда – на концессии на разработку хороших месторождений, в общем, это был крайне выгодный бизнес.




Tags: искусство, стекло
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 75
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments