matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Category:

Циклы древних миграций из Урала в Средиземноморье по данным археологии, лингвистики,

попгенетики и климатологии


1. Аннотация

В настоящей работе сравниваются экспансия археологической культуры колоколовидных кубков (далее — ККК) и миграция Y-хромосомной популяции R1b в Западную Европу с учетом других сопутствующих явлений (появление коневодства, распространение мегалитических традиций, дивергенция дене-кавказской языковой мегасемьи). Показывается достоверность некоторых корреляций и раскрывается ряд сторон малоизвестных исторических событий, например, переход гарамантов (одного из "народов моря") через Сахару в экваториальную Африку после "катаклизма бронзового века" (именуемого в эпосах "Троянской войной"). Выясняется связь этих явлений с периодическими изменениями климата в евразийских степях и возникающими экологическими кризисами, в том числе катастрофического характера (извержение вулкана Санторин в Эгейском море).

Исследование мультдисциплинарное, относящееся к сфере археологии, истории, климатологии, исторической экологии, популяционной генетике, гелиогеофизике, космобиофизике. В плане биофизики рвссматривается влияние солнечной активности и положения планет на человеческое общество через посредство изменения климата, сейсмичности и коровых излучений.


This paper compares the expansion of archaeological Beaker Culture and the migration of Y-chromosome R1b population in Western Europe, taking into account other related phenomena (the appearance of horse breeding, distribution of megalithic tradition, the divergence of the Dene-Caucasian language macrofamily). It shows the high reliability of this correlation and reveals some little-known sides of historical events, such as Garamantes (one of the "Sea Peoples") crossing the Sahara to equatorial Africa after the "disaster Bronze Age" (referred to in epics "Trojan War"). It explain the connection between these phenomena and the periodic changes in climate in the Eurasian steppes and emerging environmental crises including the catastrophic nature (eruption of Santorini volcano in the Aegean Sea).

2. Введение в проблему

Многие народы Западной Европы впервые познакомились с коневодством после распространения там энеолитической культуры колоколовидных кубков [Ист.Евр., 1988, С. 89], самые первые памятники которой обнаружены на Иберийском полуострове в 3-м тысячелетии до н.э. Вместе с этими и предыдущими пришельцами, которые шли тем же путем, по средиземноморскому и атлантическому побережьям и островам распространяется традиция строительства мегалитических сооружений — как астрономических обсерваторий (самое известное — Стоунхендж в Британии, начатый в 3020—2910 гг. до н.э.) [Хокинс, 1984], так и дольменов.

В то же время, само коневодство зародилось ни Южном Урале в 7—6 тысячелетиях до н.э. (возможно, еще раньше — и на соседних территориях). Значит, путь носителей коневодческих археологических культур в Западную Европу лежал оттуда через Волго-Уральские степи, а затем через Восточное и/или Западное Причерноморье. Затем экспансия ККК шла из Восточного Средиземноморья в Западное — или через Ближний Восток и Северную Африку, или морским путём. Последнее предположение более вероятно, т.к. культура сначала распространялась по островам и побережьям.

Косвенным подтверждением такой миграции может служить установленные в последнее время лексические схождения между а) языком басков — вероятно, одних из исконных жителей Иберийского полуострова, б) исконными северокавказскими языками, в) языком кетов на Енисее, г) китайско-тибетскими и д) языками индейцев-атапасков в Канаде, которые отделялись от общего языкового ствола в различное время [Кетский, 1982, С. 197; Старостин, 2007, С. 265]. Траектория от Енисея через Кавказ до Иберийского п-ова почти совпадает с путём первоначального распространеня коневодства.

Наконец, эта гипотеза получает поразительное подтверждение на основе исследований в бурно развивающейся в последнее время популяционной генетики (молекулярной генеалогии). Согласно реконструкции времени и места образования Y-хромосомных гаплогрупп и их субкладов, выяснилось, что направление миграции носителей "мужской" гаплогруппы R1b (рис. 1) полностю включает в себя указанную выше траекторию экспансии ККК. Правда, после своего появления, эта концепция подверглась критике и потеряла (надо думать, временно) былой научный интерес.

4.jpg

В этой статье еще раз проанализированы факты, надежность корреляций, и составлено своё видение достоверности отождествления носителей культуры колоколовидных кубков и Y-хромосомной гаплогруппы R1b. Кроме того, в результате этих сопоставлений, приоткрылись неизвестные страницы древней истории Евразии и культурно-исторических процессов, распространение которых дошло даже до Экваториальной Африки.

Как далее выяснилось, побудительными причинами этих дальних миграций, как в Великой Степи, так и в Эгеиде, были экологические кризисы, приходящие на засухи в 2000-летнем цикле увлажненности, геологически отражащиеся в колебаниях Каспийского моря и других внутренних водоёмов [Эйгенсон, 1963, СС. 41, 203].

3. Предмет исследований

Исследоваться и сопоставляться будут следующие исторические процессы:

  1. Происхождение и распространение коневодства.

  2. Происхождение и распространение культуры колоколовидных кубков.

  3. Распространение мегалитов на побережьях Средиземного моря и Атлантического океана.

  4. Происхождение и распространение гаплогруппы R1b.

  5. Лингвистические и другие сопоставления.

Затем нужно будет определить вероятную причину начала этих процессов.

4. Сопоставление распространения R1b, ККК и других явлений

§ 4.1. Возникновение и распространение коневодства (VI—II тыс. до н.э.)

На некоторых неолитических памятниках Южного Урала костей лошади больше половины всех фаунистических остатков. На отдельных памятниках их число составляет 80—90% всех костей (стоянки Давлеканово, Мурат, Карабалыкты VII, Суртанды VI—VII, Зюраткуль, Янгелька и др.) [Матюшин, 1972, СС. 248—249]. А вот в древнейшем очаге одомашнивания животных — Ближнем Востоке, — лошадь была не известна и в мезолите и в неолите, а появилась там только в эпоху бронзы (около середины II тыс. до н.э.) — как правило, вместе с распространением колесных повозок [Матюшин, 1996; Матюшин, 1972, СС. 229—230; Ран.этн.ист., 1977, С. 278].

Дикие предки лошади почти не сохранились до нашего времени. Но в Каповой пещере на Урале (дата по C-14 — 14680±150 лет назад) вместе с мамонтом и носорогом нарисована лошадь. Значит, палеолитическим охотникам Южного Урала она была хорошо известна. Вероятно, и в мезолите она продолжала еще обитать на Южном Урале и, скорее всего, была одомашнена именно здесь.

Самые древние останки домашней лошади найдены в Южном Предуралье на стоянках Муллино и Давлеканово (прибельская неолитическая, затем агидельская энеолитическая культура Волго-Уральского междуречья). Они датируются по C-14 рубежом VII—VI тыс. до н.э. [Матюшин, 1996]. Это был период засух, когда плодородная Сахара превратилась в пустыню, а Каспийское море испытало самую большую регрессию (мангышлакский период — см. § 5.1, рис. 12). Во время этого экологического кризиса часть населения мигрировала из Прикаспия в Западную Сибирь, часть — в Ферганскую долину, часть заселила дно Северного Каспия. Вероятно, людям пришлось научиться жить в высыхающей и прогрессирующей степной зоне, осваивать новые виды скотоводства.

На Ближний и Средний Восток лошадь попала не только одомашненной, но и уже со знанием ее повадок и правил выведения новых пород. В Эламе найден рисунок, сделанный примерно 2—3 тысяч лет до н.э., с породами лошадей, которые выводятся и сейчас.

В этой связи интересно, что на середине дистанции от Приуралья к Ближнему Востоку - в Южном Азербайджане (поселение Аликемектепеси) - "даёт древнейшее свидетельство наличия лощади во всём кавказско-переднеазиатском регионе" [Энеолит, 1982, С. 135]. Причем, представлены 2 породы лошади. Очевидно, что уже "не позднее IV тыс. до н.э. на Южном Кавказе была уже доместицирована лошадь, и что Юго-Восточное Закавказье (Муганская равнина) является одним из древнейших очагов разведения этого животного".

Во многих регионах домашняя лошадь появилась вместе с колесницами (рис. 2), как это было в начале II тысячелетия в иньском Китае [Ран.этн.ист., 1977, С. 278].

Колесо — важнейшее изобретение древности, сделанное, по-видимому, в "допотопной" Месопотамии одновременно с изобретением гончарного круга в IV тыс. до н.э.. Самый древний рисунок колеса найден в Уре (3400 г. до н.э.). Колеса были вначале сплошными, а в повозки запрягали ослов.

Изображения боевых колесниц на шумерском артефакте, известном как Урский Штандарт, датируются серединой III тыс. до н.э. А явные свидетельства применения лошадей в колесницах имеются в некоторых гробницах ХХ в. до н.э. Колесные повозки найдены в курганах южнорусских степей и Урала III—II тыс. до н.э. На стоянке Кривое озеро синташтской культуры обнаружена боевая колесница, датированная по костям лошади 2026 г. до н.э. Таким образом, носители синташтинской культуры использовали первые сохранившиеся колесницы в истории. А самые мобильные двухколесные (одноосные) военные колесницы впервые появились (вернее, обнаружены) в Сирии в III тыс. до н.э. Четырёхколёсные повозки-игрушки найдены также в детских захоронениях катакомбной культуры (XXV—XX вв. до н. э.). Судя по втулкам на колёсах, сами оригиналы уже использовали неподвижную ось.

Затем, еще до распространения колесниц и связанного с ними коневодства, домашняя лошадь появилась в неолитических и энеолитических культурах степной и лесостепной полосы Европы [Матюшин, 1972, С. 230; Мартынов, 1982 с. 78—79]. Кости коня найдены в поселениях культур Кёрёш (VII—V тыс. до н.э.: от Подунавья до Адриатики), Караново (6200—5500 гг. до н.э.: совр. Болгария), линейно-ленточной керамики (ок. 4500 г. до н.э.: долина Дуная), воронковидных кубков (4000—2700 гг. до н.э.: Прибалтика, Ютландия), Боян-Марицы (IV тыс. до. н.э.: совр. Румыния) и ее потомка Гумельницы, днепродонецкой (первая половина IV тыс. до н. э.), среднестоговской (вторая половина IV — нач. III тыс. до н. э.), в последней фазе Триполья (VI—III тыс. до н.э.: Дунайско-днепровское междуречье). Древнейшее известное в Старом Свете ритуальное захоронение коня (что говорит об определяющей роли этих животных в экономике) открыто Д. Я. Телегиным на среднем Днепре на поселении Дереивка (поздняя стадия культуры Средний Стог — кон. IV — нач. III тыс. до н.э.).

Ниже — кратко о некоторых из этих культур, в интересующем нас русле.

  • Неолитическая культура Караново (начало VII — конец V тыс. до н.э.) находилась в Центральной Болгарии рядом с прибрежной зоной возведения мегалитов. Возможно, эта культура пришла из Малой Азии, т.к. аналогичные по культурным характеристикам поселения существовали на территории Анатолии — в частности, Ходжа-Чешме. Карановская культура могла быть посредником в передале эстафеты коневодства от неолитических культур южноуральских степей в Восточное и, далее — Западное Средиземноморье.

  • Неолитическая культура Старчево-Кёрёш-Криш (VII—V тыс. до н.э.) синхронна культуре Караново. Название получила по древнейшим поселениям в Сербии (Старчево), Венгрии (Кёрёш) и Румынии (Криш). Ее керамика или керамика, похожая на старчевскую была обнаружена даже в Испании. Старчево-кришская культура имеет анатолийские истоки, и сама мирно сменилась очередной волной анатолийских земледельцев — неолитической культурой Винча (4500—4000 г. до н.э.).

  • Культура линейно-ленточной керамики (LBK) произошла от культуры Старчево-Кёрёш-Криш и распространилась вверх по Дунаю. Её наследниками являются культуры Рёссен, Лендьел, Кукутень-Трипольская и др.

  • Потомок LBK — культура воронковидных кубков (TRB), — мигрировала еще дальше на северо-запад вплоть до Балтики и Северного моря. Эти две культуры (LBK и TRB) повторяют путь будущего распространения культуры колоколовидных кубков — именно из 2 ветвей.

  • Трипольская (Кукутень) культура возникла благодаря смещению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона: Кёрёш, линейно-ленточной, Боян. Её расцвет пришёлся на период 5500—2750 гг. до н.э. — сразу после прорыва Боспора и Дарданелл и, видимо, гибели причерноморских культур.

  • На смену трипольцам (в махачкалинскую регрессию — рис. 12) пришли индоевропейские народы ямной культуры. Так культурно-этнический вектор Анатолия — Балканы (нисходящая полуфаза колебаний Каспия), существовавший 3000 лет, сменяется на 4000 лет (с краткими эпизодами греко-персидских войн) новым: Поволжье — Причерноморье — Балканы — Анатолия (воссходящая полуфаза — рис. 13).

Вывод. Одомашнивание лошадей произошло в районе Южного Урала не позднее 6000 г. до н.э. (прибельская, затем агидельская культуры). Наиболее вероятный путь распространения коневодства с мест его зарождения проходил на юг по Волге, а затем разделялся на западный (Дон — Днепр — Дунай — Балканы и далее) и восточный (Южный Прикаспий — Передняя Азия). Кроме того, коневодство распространялось и по степям Южной Сибири .

§ 4.2. Климат и этнокультурные процессы в Европе IV—III тыс. до н.э.

III тысячелетие до нашей эры — время важных изменений в экономике и этнокультурной карте Европы (около 3000 года до н. э. появилось первое Троянское поселение). В начале тысячелетия наблюдались большие изменения в природной среде, т.к. это было время перехода от атлантического климата к суббореальному. Это период характеризуется достаточно высокими средними температурами и большей сухостью [Ист.Евр., 1988, С. 86]. Уровень моря становится выше, но уровень внутренних вод падает — для Каспия это был махачкалинский регрессионный период (§ 5.1, рис. 12).
Это тысячелетие было переходным от энеолита (в некоторых местах — неолита) к бронзовому веку. В Европе сложилось 3 центра высокой культуры:

  1. Эгеида, имевшая четкие связи с Западной Анатолией.

  2. Пиренейский полуостров.

  3. Северо-Западный Кавказ.

Все эти центры имели мегалитические традиции и, вероятно, были связаны культурным, а, может быть, и этническим обменом.
Также это тысячелетие, особенно его вторая половина — время великих переселений:

  1. Движение на восток и юго-восток племен культуры шаровидных амфор (с Эльбы до Прута).

  2. На запад — племен ямной культуры (от Южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья).

  3. Распространение культур шнуровой керамики или боевых топоров (от Рейна до Волги).

  4. Расселение племен культуры колоколовидных кубков в Западной, Центральной и, отчасти, Южной Европе.

В это же время постепенно исчезают энеолитические культуры Балкан, Подунавья и Причерноморья в результате давления восточных степных культур.


Подробнее здесь



Tags: Средиземное море, Урал, археология, гаплогруппы, генетика, лингвистика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 75
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments