Свой шедевр Васнецов писал, скажем сразу, долго. Целых 22 года. Началось все в 1876 году в Париже (месте, откуда родина кажется особенно прекрасной).
Молодой Васнецов зашел в гости к молодому Поленову, у которого в Париже была мастерская (в которой он писал картины о родине). И два живописца начали обсуждать совсем свежую картину Репина, под названием "Садко". Это была программная вещь про русский дух, русскую историю и эпос (надо ли уточнять, что Репин написал ее за время 2-хлетнего пребывания в Париже?)
Илья Репин. "Садко". 1876
Поленов и Васнецов обсуждали репинскую картину и письмо с ее критикой от учителя Чистякова. И говорили о том, что они бы сделали не так. Васнецов и вспомнил одну свою старую задумку, про богатырей. И быстро набросал ее этюд.
Вот так выглядела первая версия "Богатырей" 1876 года. Хорошая иллюстрация пути мыслей художника
Написал этюд, и сразу попробовал всучить его своему другу Поленову, который вдохновил его на мысль. Поленов, слава богу, не взял, а методом НЛП запрограммировал совестливого приятеля: "когда напишешь по этому этюду большую картину, тогда и дари". Делать нечего, остался этюд у Васнецова, и тем весьма отяготил его совесть. Двадцать с лишним лет писал большую картину, часто хотелось плюнуть и не заканчивать... но обещал же! Незримый груз совести.
Да нет, вру, на самом деле, Васнецову дико нравилось эту картину выписывать, поэтому он все никак не мог поставить точку.
"Абрамцево". Пейзажный этюд для картины "Богатыри"
Долго и сложно искал Васнецов подходящую фактуру для своих богатырей, удачных натурщиков, настоящих мужиков.
Илья Муромец был образом собирательным. Но собирал его Васнецов, в частности из конкретного крестьянина Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, московского ломового извозчика и проч.
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. Этюд для картины «Богатыри». 1883 год
Ломового извозчика Васнецов склеил и за деньги привел домой, прямо как Ричард Гир свою Красотку, на набережной около Крымского моста. К сожалению, конкретных работ с его изображением нет.
А вот это "Голова крестьянина" - этюд для Добрыни Никитича.
(Но лично я считаю, что на самом деле это Джон Рис-Дэвис в роли гнома Гимли).
Напомню, что в итоге Добрыня получился вот таким.
Некоторые искусствоведы предполагают, что Добрыня - это скрытый автопортет. Как вам эта мысль? Вот фотография Васнецова. Нос действительно очень красивой формы, но другой. Остальное за бородами не очень видно.
А вот еще один этюд для картины, неизвестно кто позировал. На самом деле тут главнее кольчуга была.
Вообще очень интересно разглядывать этюды художника, подглядывать за его кухней. Сохранились отдельные наброски кольчуги, лошадей, пейзажи.
Итак, прошло 22 года. Звонок в дверь.
— Кто там? — спрашивает Поленов.
— Вася, открывай, это я, Витя, принес тебе подарок обещанный.
— ДА НУ?!
— с изумлением отреагировал Поленов, ибо за прошедшие года уже вся тусовка успела побывать в мастерской Васнецова, посмотреть на никогда не заканчиваемую картину и повздыхать.
Это действительно был Васнецов, принесший другу тот самый этюд, завернутый в газетку. Прямо там, на столе, он при друге надписал на картине две даты — того парижского разговора, и сегодняшнюю, 10 марта 1898 года.
А потом Васнецов вернулся в свою мастерскую...
Вы будете смеяться, но на самом деле "Богатыри" все еще оставались незаконченными. Васнецов слишком поспешил порадовать друга.
Только через месяц с лишним, 27 апреля 1898 года, художник, наконец, официально назначил картину законченной. (А Третьяков пошел искать свою кредитку).
Journal information