matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
matveychev_oleg
matveychev_oleg

Categories:

Флоренция: 4 зала русских икон в постоянной экспозиции Галерей Уффици

Галереи Уффици откроют четыре новых зала постоянной экспозиции в Палаццо Питти, где будет представлена коллекция русских икон


Фрагмент / Bottega moscovita, San Giovanni battista decollato, c. 1590-1610. Gallerie degli Uffizi.

Русская иконопись получит собственное пространство во Флоренции – в Палаццо Питти, бывшей резиденции великих герцогов Тосканы.

«Эта историческая коллекция, включающая 78 святых образов, сформировалась в течение XVIII и XIX веков благодаря стараниям членов семьи Медичи и в особенности представителей Габсбург-Лотарингского дома, и теперь фактически впервые будет выставлена в постоянной экспозиции. Речь идет об устройстве четырех больших залов на первом этаже Палаццо Питти, украшенных фресками XVII века и выходящих окнами во внутренний двор: все необходимые работы предполагается завершить до Рождества, после чего эти выставочные пространства станут частью обычного экскурсионного маршрута по бывшему герцогскому дворцу», – рассказали в музее.



Fig.1 Bottega russa, Madre di Dio Gioia di tutti gli afflitti, 1733, tavola, cm 27,8 x 23,2, inv. 1890 n. 9346. Gallerie degli Uffizi. Source

Речь идет о самой старой коллекции русской иконописи за границами православного мира.


Source

Как объясняет директор галереи Уффици Айке Шмидт /Eike Schmidt, уникальны не только сами иконы, но и их происхождение. Когда и каким образом русские иконы оказались в Италии непонятно.


Source

Но достоверно известно, что они находились во Флоренции в 1761 году. Тогда иконы были подарены великому герцогу Тосканскому Франческо II Медичи. Это мог быть дипломатический дар от одного из посольств или, что более вероятно, подарок православной общины Ливорно. С помощью такого дара православная община Ливорно могла засвидетельствовать свое почтение великому герцогу, который дал разрешение на строительство в городе православного храма в честь Святой Троицы, возведенную между 1757 и 1760 годами.


Fig.3 Bottega russa, Menologio del semestre settembre – febbraio, c. 1725-1750, tavola, cm 70 x 54, inv. 1890 n. 5954. Gallerie degli Uffizi. Source

Наиболее значимыми произведениями коллекции являются две иконы, составляющие Менологий – календарь православных религиозных праздников, разделенных на полугодия.


Fig.4 Bottega russa, Menologio del semestre marzo - agosto, c. 1725-1750, tavola, cm 70 x 54, inv. 1890 n. 5955. Gallerie degli Uffizi. Source

Каждая часть состоит из 20 горизонтальных рядов с изображениями священных сцен и фигурами святых, которых можно определить по надписям. Эти образы всегда оставались в Уффици ввиду их очевидной важности.


Fig. 5 Atelier del Palazzo dell’Armeria a Mosca, Santa Caterina d’Alessandria, 1693-1694, tavola e argento dorato, cm 32 x 27,4, inv. 1890 n. 5079. Gallerie degli Uffizi. Source

В Уффици также всегда находился и образ со святой Екатериной Александрийской, который датируют 1693-1694 годами, исходя из клейма на окладе из позолоченного серебра.

«Считается, что икона происходит из мастерской Оружейной палаты — иконописцы этой школы работали при царском дворе в Московском Кремле, — и по манере исполнения близка стилю Кирилла Уланова, одного из самых известных мастеров московской мастерской на рубеже XVII-XVIII веков» [Галереи Уффици].


Fig. 6 Bottega moscovita, In te si rallegra ogni creatura, c. 1575-1600, tavola e argento dorato, cm. 31,2 x 26,2, inv. 1890 n. 9354. Gallerie degli Uffizi. Source

Самые древние образы в коллекции — икона Божией Матери, относящаяся к иконографическому типу "О Тебе радуется", и икона Усекновение главы Иоанна Крестителя. Они датируются концом XVI - началом XVII веков.


Bottega moscovita, San Giovanni battista decollato, c. 1590-1610, tavola, argento dorati, smalti, cm 31,2 x 26, inv. 1890 n. 9355. Gallerie degli Uffizi. Source

Их прибытие во Флоренцию связано не с Лотарингским домом, а с Медичи. Две иконы входили в состав литургических предметов, сохранившихся в капелле Реликвий /cappella delle Reliquie во дворце Питти в 1639 году, во времена правления Фердинандо II Медичи /Ferdinando II de’ Medici и его супруги Виктории делла Ровере. У обеих икон сохранились оригинальные серебряные оклады.


Fig. 2 Vasilij Grjaznov, Madre di Dio di Tichvin, 1728, tavola, cm 31 x 25,5, inv. 1890 n. 9347. Gallerie degli Uffizi. Source

Единственная подписная икона в коллекции – Богоматерь Тихвинская, имеющая дату 16 июля 1728 года и подпись Василия Грязнова (упоминается 1724-1728). В работе дата записана по западной системе, введенной в России царем Петром Великим (1672-1725).



C 1796 года началось передвижение икон. Какое-то время они составляли часть коллекции Кабинета древней живописи вместе с греческими мозаиками. После этого вплоть до ХХ века они хранились на вилле Медичи ди Кастелло /villa medicea di Castello. Затем были переданы в Академию – с 1958 по 1968 год. Потом во Дворец Питти и с 1984 года снова – в Академию.



В 2013 году коллекция снова была передана в Уффици, где во время рождественского сезона 2014 года она была представлена ​​на выставке, организованной при поддержке ассоциации «Друзья Уффици» /Amici degli Uffizi. Та выставка продолжала ежегодный цикл выставок из серии «Впервые представленные» из неизвестных собраний флорентийских сокровищниц. Причем, в 2014 году в коллекции насчитывали 81 икону, сейчас 78.



«Между Россией и Италией и, в частности, Флоренцией, существует некая связь, проходящая красной нитью через всю историю. И важнейшая коллекция икон в Уффици, насчитывающая 78 предметов, является ранним свидетельством этой связи. Наконец, впервые в истории эта коллекция станет доступна во всем великолепии и полноте и ею смогут полюбоваться туристы со всего мира», – заявил директор Уффици Айке Шмидт.



Открытие русских залов состоится к Рождеству. Залы, которые будут посвящены русским иконам, никогда не были полностью и постоянно открыты для публики. Архитектор Мауро Линари разработал маршрут, чрезвычайно хорошо согласовав путь между экспонатами.



«Это еще один фрагмент бесконечного диалога между Россией и Италией. Давайте не будем забывать, – говорит Шмидт, – что на руинах виллы Медичи в Пратолино Демидов построил великолепную виллу [Пратолино Демидофф], а мемориальная доска на здании прямо на Пьяцца Питти перед Большим Герцогским дворцом напоминает нам, что здесь, в январе 1869 года, Федор Достоевский завершил свой шедевр "Идиот"».



Коллекция из 78 икон Уффици является ранним свидетельством этой связи.








Проект. Так будет выглядеть экспозиция / Rendering del futuro allestimento. Gallerie degli Uffizi. Source


Проект. Так будет выглядеть экспозиция / Rendering del futuro allestimento. Gallerie degli Uffizi. Source


из блога gorbutovich



Tags: Италия, Флоренция, иконопись, музей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Агрессия или оппозиция

    Сергей Черняховский: «В Белоруссии идут позиционные бои, где Лукашенко, к сожалению, держит стратегическую оборону. Но оборона без…

  • А ещё он платил за лечение Навального

    К СВЕДЕНИЮ: Рыбак рыбака видит издалека ... Автор дефолта 1998 года, разорившего десятки миллионов россиян и ныне пребывающий в США - #Алексашенко

  • Битва профессоров

    Название этого очерка дублирует название видео на канале ДеньТВ. Название, конечно, не я придумал. Но оно, видимо, зацепило немало людей, и через…

promo matveychev_oleg февраль 3, 2019 18:05 75
Buy for 100 tokens
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment